Ну что сказать.. В начале все говорят, что фильм реально шедевр, и почему-бы мне не начать также. Я пересмотрел его спустя много лет , и скажу что реально такого никогда не видел. Он уникальный во всех смыслах, гениальная игра де ниро, гениальная атмосфера , очень тонкий сюжет , который поражает своей простотой внешней он невероятным попаданием в цель по типажам людей. В простоте и типичности персонажей, похожих на "нас" раскрывается гениальность фильма. Я сразу же провел некие аналогии с фильмом брат, брат 2, и джокер. То есть таксист в той или иной степени очень похож, я бы даже сказал сильно похож на прообраз Данилы Багрова. Общего как по мне, между ними больше чем разницы. Ну и конечно роднит что-то роднит таксиста с "Джокером" безусловно. Атмосферные ночные съемки,города, грязь в городах , так называемая грязь, которой таксист называет якобы недостойных представителей мира "людей ночи", ночных бабочек, на обочине, криминальных элементов, людей другого цвета, порой с чем борется таксист, намекая на это.. Первое, безусловно как красная нить всего фильма -персонаж Роберта де Ниро, таксист Тревис. Обзорщики приводят две версии, он был психопатом , обыкновенным психопатом а другие говорят что это был послевоенный синдром ветерана , который не смог интегрироваться из армии в обществе. Я считаю что таксист во первых был американцем, старой школы, старой формации и человеком, который некоторое время жил в плотном режиме войны. Если вспомнить жизнь Америки периода начала 20 века , если верить историческим источникам, кино про то время, но те люди в принципе очень похожи по поведению на таксиста, а именно трепетное отношение к оружию, тяга к оружию. Решение вопросов с помощью оружия, как обязательный атрибут коренного американца, некого ковбоя. Почему именно ковбоя? Потому что важная вещь в том, он не хотел регистрировать свои пистолеты. Он считал , возможно как и его предки, что это его право данное богом , это просто должно быть у него, и разрешение не требуется. Мы еще знаем, что оружие это атрибут свободного человека, а отсутствие оружия традиционная прерогатива раба. С другой стороны, он скорее всего считал мирскую жизнь продолжением военной,власть военным трибуналом, а людей которые продают ему оружие сержантами одной с ним армии своей страны. Другой момент, он был человеком немного думающим. Как многие из нас, живущие в системе но у многих прямо сейчас сидит внутри несогласие с происходящим беспределом, грязью, я это вижу слышу постоянно. “Феи это плохо, мужчина не должен ходить туда это грязь”. Многие из нас по каким то причинам глубоко лежащим внутри делят мир на плохое и хорошее, до сих пор, на правильное и не правильное. Но мир не меняется миллионами лет, и все эти люди которые страдают из за несправедливости и учат других жить правильно, они наносят урон в первую очередь самому себе, своей психике и здоровью. И никогда не знаешь, кто из них , и когда может реально спустить крючок или сделать что-то. В таксисте мы как бы плюсуем заболевание главного героя бессонницей и получаем адскую психологическую смесь, недовольство реальностью и потеря связи с реальностью, с действительностью, либо полное или частичное ее искажение. Так по простому я могу описать начать описывать персонажа. То есть он не психологически болен, у него нарушение сна, то есть физиологическое расстройство. Нужно допускать, что внешне спокойный герой постоянно находится в сильном напряжении и беспокойстве. Но организм стремится к обратному к инстинктивному покою. То что герой делает, это скорее не цель, а средство достижения гомеостаза и покоя. Он ищет источник беспокойства снаружи и пытается его "потушить", возможно полагая, что так будет легче. Другой вопрос когда Тревис осознает что ему нужно идти в бой?...
Что такое персонаж Бетси?, и отношения Тревиса с ней? Для меня это до боли типичный персонаж среднестатистической женщины, которая крепко сидит в системе, комфортно себя в ней чувствует, и живет максимально уютно. Всякие злачные места, бедные районы, ночная жизнь челяди, это не про нее. Она, как полагает успешной женщине, выбирает самое уютное и теплое место, защищенное место поближе к власть имущим. Где постоянно на нее смотрят много людей, где ее окружают боевые олени и бабарабы, в лице ее коллеги, с которым она делает все что угодно, любую мерзость которую она не попросит его сделать ради прикола , он выполняет, чтобы ей угодить. Но с этими оленями, она держит дистанцию. Они могут служить, но прикасаться к богине уже не заслуживают. Так как я считаю, что основа Тревиса это в первую очередь коренной житель Америки, с классическим воспитанием, то и ухаживать за Бетси он старается соответственно, классически в старой доброй форме, где мужчина должен проявлять инициативу, а женщина это леди, вечно принимающая сторона. Он подходит первым, пытается шутить, приглашает на свидание и не предлагает ничего необычного, но тут одно но. Женщина того времени, уже давным давно не может считаться леди. Я не совсем понял одну вещь, понравился ли он Бетси как самец или нет? Уровень примативности и животный ранг у таксиста был явно высокий. Гипотетически, он мог пробить ее на инстинкт, и если так , то ухаживание и два свидания были абсолютно бессмысленны с логической точки зрения. Другая версия, тоже имеет место быть. Его ухаживания в старом деревенском стиле, с полным фокусом на божественность женщины, наоборот дали возможность инстинктам девушки из потенциальных самцов, переоформить его в разряд обеспечунов и аленей. Ведь он подходил первым, много раз говорил слова “можно мы еще встретимся? можно я позвоню, можно я приглашу тебя?”. То есть, по глупости он мог сам разрушить свой первый брутальный образ, первое впечатление которое он произвел на Бетси, из за чего она отнесла его в разряд обеспечунов и клоунов. Представим например черного парня , большого черного парня, на месте Тревиса. Вообще не представляю чтобы он как школьник подошел к не в офисе, стал умолять с ним познакомится, купировал манипуляции а потом вел на свидание в кафе. Я вижу это подход по другому. Они встретились глазами, он позвал ее махнув рукой , она вышла из кабинета с горящими глазами, он предложил ей пообщаться где-то и уехать домой. Это еще раз говорит о том, что пресмыкаться перед женщиной, пытаться ухаживать, невыгодно, бесполезно и очень вредно. Когда Тревис ведет ее на неформатный фильм , он своего рода случайно показывает себя реального, а до этого это была лишь маска классического мужчины. Тут можно многое сказать, это сильная аналогия с темами о которых запрещено говорить с женщинами. Спорить , спорить о политике, говорить о женских инстинктах , отношениях, семье, детях. Туда же можно добавить и кинопоказ женщинам сомнительных раздражающих фильмов. Кстати, я сам однажды на эту же ловушку и попался. Я показывал девушке фильм "Твин Пикс", и там были тоже неприятные сцены, неформатные. Потом она меня бросила, не исключено что по этим же причинам. Принуждение и насилие неподготовленной личности. Для нас этот фильм возможно прикольный, смешной, а если заставлять смотреть это девушку ее может вырвать и она очень сильно обидится. Она будет считать плохим не фильм , а тебя, тем человеком который заставил ее это смотреть. То есть это и касается других запретных тем. Женщина не будет спорить с темой, вникать в суть темы, вопроса. Она просто признает тебя плохим и недостойным ее. Это нужно помнить. И ее слова в конце “Это тоже самое что предложить переспать”, говорит о том, что она бы ему отказала.
Когда таксист начинает размышлять о происходящей вокруг грязи, нам сразу же показывают , что квартира где он живет не чище, что это абсолютно лицемерное представление, когда кто-то говорит о ком-то, давая свою оценку. Другими словами каждый живет в своем болоте, и критикует чужое болото. "Свое дерь..о не пахнет". Каждый человек критикует по сути себя самого. Люди которые хотят жить в чистоте, они там живут, изменяя себя и пространство вокруг себя. Уезжают из городов в деревни, банально не ходят туда где грязно. Это первый момент, а второй это то, что тот кто больше всего кричит о грязи, с данном случае это Тревис таксист , он то как раз в самых идеальных условиях не изменит свой образ жизни, и свою квартиру не вычистит. То есть, громкие слова Тревиса про мерзость, как и громкие слова например сенатора про то, что он наведет порядок , разберется со всем став президентом, по сути одно и тоже. Это невыполнимые обещания и пустословие. Как и слова сенатора "мы народ, я за народ", когда тебя оружает 10 профессиональных телохранителей. Даже эпизод с покупкой оружия, когда Тревис ратует за чистоту города, то почему он покупает незаконное оружие в таких количествах?, подкармливая дилеров, оружейных баронов , а не получает его по закону? То же самое можно о желании работать в бронксе, гарлеме, я так понимаю в самых грязных районах города. Странное желание чистоты , и одновременно грязи. Но вообще, это наверное про каждого из нас, все мы хотим чистоты, но не хотим ничего для этого делать, нас все устраивает. А может быть преступность манит Тревиса, может Трэвис лжет нам? Он смотрит откровенно грязное кино, сам не понимая что оно таковое. Поэтому, можно сказать что таксист любил грязь, любил смывать кровь, иначе бы он там не работал...у него не было ипотеки, семьи, детей. Он мог выбирать работу, и найти более нейтральную. Но почему то его тянуло именно сюда. Подобное притягивает подобное.
Сцена с убийством чернокожего грабителя тоже шокировала меня тем, как хладнокровно он его пристрелил. Без предупреждения, без риска, сразу в туловище. Возможно, из за всей психологической подоплеки, Тревису начало казаться ,что он на войне, тут есть свои , а есть чужие, а на войне стреляют наверняка, из засады. Конечно же, кто свои , а кто чужие Тревис определяет самостоятельно и интуитивно, например иногда по признаку расы. А когда Тревис уходит , хозяин магазина забивает чернокожего уже окончательно битой, и это тоже интересный смысловой эпизод , показывающий что Тревис не хотел законности, суда, он хотел решать все как на войне, быстро и без бюрократии , поэтому хозяин магазина добивающий уже полумертвое тело парня , мне видится как янки снимающий скальп с убитых врагов для коллекции, как мародер, глумящийся над трупами , как явление, которое скорее всего во множестве случаев имело место на войне, и для Тревиса это было привычное зрелище ...по сути...
Красной нитью фильма проходит 20 долларовая купюра, которую кинул сутенер на сиденье, чтобы таксист забыл что произошло. Почему он решил помогать девушке Айрис и довести дело до конца? Опять понимание того, что девушка в беде страдает , удерживается насильно и ей обязательно надо помочь? Это 70 тые годы, начало расцвета феминизма, матриархата, и ничего не мешало девушке найти защиту от сутенера где угодно, в полиции, дома, она была свободна по сути и беспрепятственно передвигалась по улицам. Возможно, Тревис снова рассуждает понятиями прошлого, когда женщина была несвободна, была в рабстве, возможно он видел это на войне. И он пошел освобождать по сути "освобожденную" девушку, которая сделал свой выбор в жизни, поэтому вся это история является с рациональной точки зрения бредом. Вытаскивая девушку из рабства, спокойно встречаясь с ней в кафе, гуляя по городу, но а с другой стороны , кто если не он ей "поможет"? Есть такие люди среди нас, навящего неравнодушные, которые часто подают милостыню, если кого то проблемы интересуются, пытаются помочь, часто различным жуликам, в том числе пенсионерам, старикам. А таксист неравнодушно выбрал своей целью девушку из эскорт услуг. Ну как бы фактор того что в обществе это осуждается, породил для него проблему и запустил маховик. Таксист естественно не понимает что осуждения общества и проблемы нет, она высосана из пальца,и перед ним древнейшая профессия, которая была всегда и всегда будет, и не надо с этим бороться. Это как фильме Брат 2, Данила решил помогать брату близнецу которому это вообще было не надо, который пальца о пальца не ударил чтобы ему помочь. А тут девочка сама любит свою работу видно , она не стремиться сбежать. Да, это все незаконно, но как быть с ее желаниями и выбором. Сутенер ловко ей управляет и манипулирует, то гладит ее , то ругает, но на его месте может быть любой другой мужчина. От этого суть не меняется , женский инстинкт нашел доминанта, лидера, которого нужно поддерживать, и персонаж Харви Кейтеля это тот, кому служит не она , а тот кому служит ее первобытные инстинкты, они его выбрали. Другими словами Тревис лишает ее любимого человека,по сути убивая его. То, что происходит в концовке происходит не благодаря, а вопреки , так называемая операция спасения девочки, превращается в кровавое месиво. Интересный момент и может быть тайна фильма это то что таксиста никто не помнит, ни Айриз , ни персонаж Харви Кейтеля, как будто бы не помнят Тревиса вообще , для меня это значит возможно он просто сам выдумал эту историю, что кто-то подсел к нему в такси и был вытащен силой. Возможно и персонаж Скорсезе , который говорил что разберется со своей женой тоже был плодом воображения, но так можно сказать в таком случае обо всем что происходило и запутаться окончательно. Но все же попробуйте задуматься и представить какие сцены были сном Тревиса, а какие нет, и как это могло объяснить смысл фильма в итоге. Айриз возвращается домой, миссия как бы выполнена, вопреки, а не благодаря здравому смыслу. Это как волка притащить в дом, в надежде, что он побежит в лес, в итоге все равно. Поэтому с большей вероятностью Айриз просто скоро найдет нового хозяина и все будет как прежде.
Почему для таксиста вся эта кровавая баня не была неожиданностью? Потому что он военный, шрамы которые на нем говорили что он уже бывал может и не раз в таких перестрелках, это обычная ситуация на войне, и поэтому не удивляет что он выжил и вернулся на работу как ни в чем не бывало, он просто воевал, обычно военный это призвание, он прошел испытание временем. В конце опять намекает на то, что Бетси им снова заинтересовалась, и опять в качестве героя из газет, а не человеком. Его личность ей как обычно всегда будет противна.