Найти в Дзене
Ещё один блог о кино

Пионерка хочет уступить дедушке место в трамвае,но мать не дает это сделать. Невероятно актуальная картина советского художника.

Выдающийся советский художник Петр Костюков - представитель реалистической школы живописи. Сюжеты для своих картин он черпал из жизни.

Путь Костюкова к признанию был долог и тернист. В юности он поступил в Краснодарское художественное училище, но закончить учебу смог только через 7 лет, после окончания Великой Отечественной войны. В войну Костюков был простым рядовым, получил ранение, был награжден медалью "За отвагу".

После того, как Костюков закончил училище, он устроился в газету "Советская Кубань" на должность художника-ретушера. Однако, его мечтой всегда была живопись.

В 1954 году Костюков представил на суд общественности свою картину "В трамвае", написанную на злободневную тему.

Сюжет очень простой. Вагон трамвая. Солнечный день. По вагону идет сухонький дедушка в очках. У него в руках палочка, большой чемодан и пальто, перекинутое через локоть.

Дедушка смотрит на сидящую впереди пионерку. Это девочка лет 10-11. На ней - стандартная советская школьная форма, красный галстук. Пионерка смотрит на дедушку и привстает, чтобы уступить ему место.

Напротив девушки сидит полная женщина в желтом платье, модных туфлях. Очевидно, это мать девочки. На коленях у женщины - модная и дорогая сумочка, которую она придерживает одной рукой. Другую руку она положила на плечо привставшей девочки. Мать сдерживает благородный порыв пионерки, не позволяя ей встать и уступить место. "Сиди, сиди", - как бы говорит она.

Обратите внимание на лицо женщины. Как мастерски удалось художнику передать ее надменность, брезгливость к старичку! Вот так вот выглядит настоящая "Яжемать". Оказывается, в СССР тоже были таковые. За спиной надменной женщины стоит пассажирка в синем платье. Она смотрит на надменную особу с откровенным неприятием.

Казалось бы, картина очень простая. Банальная сценка, которую хотя бы раз в жизни наблюдал каждый (а многие были ее непосредственными участниками в той или иной роли).

Но за простотой скрывается глубокий смысл. Мы видим на картине столкновение двух миров - старого и нового. Новый олицетворяет пионерка. Это мир свежести, молодости, обновления, готовности прийти на помощь ближнему. Сегодня эта девочка уступает место старичку в трамвае, а завтра в составе комсомольской дружины она поедет строить БАМ.

Мир старый, закостенелый олицетворяет женщина в желтом платье. Она - типичная мещанка, потребительница, для нее главное в этой жизни - это собственное удобство.

А вот и эта замечательная картина.

П. Д. Костюков "В трамвае", 1954 г.
П. Д. Костюков "В трамвае", 1954 г.

--------------------

Мой Инстаграм

Мой Фейсбук

Я на Автор.Тудей

Почитать другие статьи можно ЗДЕСЬ.