Известный обозреватель Ростислав Владимирович Ищенко объяснил, почему руководство России никогда не сядет за стол переговоров с теми силами, которые сегодня называют себя белорусской "оппозицией".
В то же время
С оппозицией не только можно, но и нужно разговаривать
Причем это должно происходить не только внутри страны, но и за рубежом. Так всегда делается, - уверен политолог.
Любое государство общается не только с властями той или иной страны, но и находит приемлемый формат для диалога с оппозицией.
Но речь может идти о диалоге только лишь с законной системной оппозицией. То есть такая оппозиция, которая находится в рамках системы, а не занимается исключительно ее разрушением.
В Белоруссии нет системной оппозиции
Надо понимать, что такая ситуация сложилась "благодаря" А. Г. Лукашенко, который абсолютно все это и сделал. Ибо, в представлении Лукашенко, оппозиция может быть только 100% лояльной, а в противном случае - это враги.
Ну раз уж белорусский президент сам создал такое положение дел, при котором системная оппозиция невозможна в принципе, то и Россия, чтобы не стать заложником его политики, могла бы начать диалог с теми силами, которые называют себя "оппозицией" режиму Лукашенко.
Но этого не произойдет по одной простой причине
Сегодняшняя так называемая белорусская оппозиция не просто антисистемная. У нее нет ни единой платформы, ни единых требований, ни единых лидеров.
Вся их "программа" состоит исключительно в требовании "Лукашенко – вон!" А это – НЕ программа развития страны.
Россия не может поддержать подход, который по факту заключается в следующем:
"Мы с друзьями решили, что Лукашенко не мог победить на выборах, следовательно, он их проиграл, и мы здесь – власть, а "Лукашенко – вон!"
Более того, с такой "оппозицией" власть и внутри страны не имеет возможности вести диалог, и даже не имеет права на это.
Так как, если оппозиция выступает просто за свержение власти, и более никаких вариантов не предусматривает, то любые переговоры с ней означают признание собственной власти, ведут к другим уступкам, и, в итоге – к капитуляции.
С "оппозицией" такого типа российское руководство и внутри своей страны не будет разговаривать, тем более – в Белоруссии.
Конституционная реформа в Белоруссии
Только после того, как Лукашенко проведёт в стране реформу политической системы, в Белоруссии неизбежно появятся системные оппозиционные политические силы.
Вот с ними то Россия должна, и будет работать, а также способствовать диалогу между всеми политическими силами в Белоруссии.
Другой вопрос, что Лукашенко может задвинуть эту реформу в дальний ящик, так как абсолютно не соответствует его стилю управления.
Так и сегодняшняя "оппозиция" может и лукашенковскую реформу не признать, буде она все таки состоится. По принципу: "Отдайте нам власть, а уж мы сами проведём конституционную реформу – так, как нам нужно".
Но в этом случае, они сами себя выведут за рамки вновь образованной политической системы Белоруссии.
И тогда, тем более, диалог любых политических сил с такой деструктивной "оппозицией" станет невозможным.
Таким вот образом.