Найти в Дзене
Домобуч

Морфемный разбор слова

Оглавление

Морфемный разбор слова - это слегка осложнённый разбор слова по составу. Если в начальной школе дети разбирают по составу отдельные (вырванные из контекста) слова, то в средней и старшей школе слово анализируется в контексте предложения.

Почему так? Всё просто. Возьмём слово ЯБЛОКИ. И посмотрим, как оно может быть употреблено в предложениях.

  • Мама мне принесла (кого? что?) ЯБЛОКИ. Здесь слово употреблено в единственном числе, винительном падеже).
  • ЯБЛОКИ были красивыми. Здесь слово во множественном числе, именительном падеже.
Коллаж автора канала Домобуч
Коллаж автора канала Домобуч

Морфемный разбор слова по шагам

Шаг № 1. Определить, к какой части речи относится слово.

Это важно. К примеру, возьмём слова МОЛОКО и ЛЕГКО. То и другое оканчиваются на О, однако у существительного МОЛОКО - О это окончание, а у наречия ЛЕГКО - суффикс.

Шаг № 2. Определяем окончание слова и его основу

Наречия не имеют окончаний. У них основа равна самому слову. В остальных случаях изменяем слово, чтобы выявить окончание. Помним, что постфиксы -СЯ и -СЬ относятся к основе слова.

Примеры:

  • Лейк-а (единственное число), лейк-и (множественное число). Окончание И, основа ЛЕЙК.
  • Разошл-а-сь (ед. ч.), разошл-и-сь (мн.ч.) Окончание А, основа РАЗОШЛ_СЬ.
  • Красн-ая (женский род), красн-ый (мужской род). Окончание -АЯ, основа КРАСН.

Шаг № 3. Определяем суффиксы

Суффикс - это словообразовательный аффикс, который находится между корнем и окончанием.

В слове может быть несколько суффиксов. Нужно найти все. Для этого лучше всего использовать словообразовательную цепочку наоборот.

Примеры:

ГИМНАЗИСТКА:

  • А - окончание;
  • -К- - это суффикс с помощью которого от слова ГИМНАЗИСТ мужского рода образовалось слово женского рода;
  • -ИСТ- - это суффикс с помощью которого от слова ГИМНАЗИЯ образовано слово ГИМНАЗИСТ, обозначающее того, кто учится в гимназии.

ЗАСНУЛ:

  • -Л - это суффикс прошедшего времени (так же, как в бежал, скакал, делал);
  • -У- суффикс, обозначающий действие.

ЛАДНО:

-О - суффикс с помощью которого образовано наречие;

-Н- суффикс с помощью которого образовано прилагательное ЛАДНЫЙ от слова ЛАД.

Нужно найти слова с таким же суффиксом и определить его значение.

ШАГ № 4. Определяем приставки

Приставка - это словообразовательный аффикс (префикс), которая находится перед корнем.

В одном слове может быть не одна приставка!

Примеры:

  • ПЕРЕХОД - приставка ПЕРЕ-;
  • ИСПОДЛОБЬЯ - тут две приставки: ИС- и ПОД-.
  • В слове ПРАБАБУШКА одна приставка ПРА-. Но их можно сделать и много: ПРАПРАБАБУШКА и т.д.

Нужно найти слова с такой же приставкой и определить её значение.

ШАГ № 5. Определить корень и придумать однокоренные слова

Сразу разберём на примере:

ПОД-ДЕРЖ-К-А. Корень ДЕРЖ.

Однокоренные слова:

  1. ДЕРЖ-АТЬ,
  2. ВЫ-ДЕРЖ-КА,
  3. У-ДЕРЖ-АНИЕ.

ПРИМЕРЫ морфемных разборов

Прабабушка легко переоформила пенсию на теплоходе.

Пример 1

Прабабушка - имя существительное в именительном падеже, единственном числе.

Прабабушка - прабабушки. Окончание -А. Основа ПРАБАБУШК.

Суффикс -УШК, уменьшительно-ласкательный, так же, как и в словах: воробушки, ушки, дедушка, ладушки.

Приставка ПРА-, обозначает отсыл к старым временам, она есть в словах: прадед, пращур, прародители.

Корень -БАБ-. есть ещё в словах: бабка, бабий, бабушкин.

Графическая запись:

-2

Пример 2

Легко - наречие. Окончания нет, основа ЛЕГКО.

О - суффикс наречия, как в словах тяжелО, милО, забавнО.

К - суффикс имени прилагательного, как в словах тяжКий, стойКий.

ЛЕГ- корень, однокоренные слова: лёгкий, наилегчайший, полегчало.

Графическая запись:

-3

Попробуйте другие слова из этого предложения разобрать самостоятельно и показать результаты в комментариях. Обсудим?