Морфемный разбор слова - это слегка осложнённый разбор слова по составу. Если в начальной школе дети разбирают по составу отдельные (вырванные из контекста) слова, то в средней и старшей школе слово анализируется в контексте предложения.
Почему так? Всё просто. Возьмём слово ЯБЛОКИ. И посмотрим, как оно может быть употреблено в предложениях.
- Мама мне принесла (кого? что?) ЯБЛОКИ. Здесь слово употреблено в единственном числе, винительном падеже).
- ЯБЛОКИ были красивыми. Здесь слово во множественном числе, именительном падеже.
Морфемный разбор слова по шагам
Шаг № 1. Определить, к какой части речи относится слово.
Это важно. К примеру, возьмём слова МОЛОКО и ЛЕГКО. То и другое оканчиваются на О, однако у существительного МОЛОКО - О это окончание, а у наречия ЛЕГКО - суффикс.
Шаг № 2. Определяем окончание слова и его основу
Наречия не имеют окончаний. У них основа равна самому слову. В остальных случаях изменяем слово, чтобы выявить окончание. Помним, что постфиксы -СЯ и -СЬ относятся к основе слова.
Примеры:
- Лейк-а (единственное число), лейк-и (множественное число). Окончание И, основа ЛЕЙК.
- Разошл-а-сь (ед. ч.), разошл-и-сь (мн.ч.) Окончание А, основа РАЗОШЛ_СЬ.
- Красн-ая (женский род), красн-ый (мужской род). Окончание -АЯ, основа КРАСН.
Шаг № 3. Определяем суффиксы
Суффикс - это словообразовательный аффикс, который находится между корнем и окончанием.
В слове может быть несколько суффиксов. Нужно найти все. Для этого лучше всего использовать словообразовательную цепочку наоборот.
Примеры:
ГИМНАЗИСТКА:
- А - окончание;
- -К- - это суффикс с помощью которого от слова ГИМНАЗИСТ мужского рода образовалось слово женского рода;
- -ИСТ- - это суффикс с помощью которого от слова ГИМНАЗИЯ образовано слово ГИМНАЗИСТ, обозначающее того, кто учится в гимназии.
ЗАСНУЛ:
- -Л - это суффикс прошедшего времени (так же, как в бежал, скакал, делал);
- -У- суффикс, обозначающий действие.
ЛАДНО:
-О - суффикс с помощью которого образовано наречие;
-Н- суффикс с помощью которого образовано прилагательное ЛАДНЫЙ от слова ЛАД.
Нужно найти слова с таким же суффиксом и определить его значение.
ШАГ № 4. Определяем приставки
Приставка - это словообразовательный аффикс (префикс), которая находится перед корнем.
В одном слове может быть не одна приставка!
Примеры:
- ПЕРЕХОД - приставка ПЕРЕ-;
- ИСПОДЛОБЬЯ - тут две приставки: ИС- и ПОД-.
- В слове ПРАБАБУШКА одна приставка ПРА-. Но их можно сделать и много: ПРАПРАБАБУШКА и т.д.
Нужно найти слова с такой же приставкой и определить её значение.
ШАГ № 5. Определить корень и придумать однокоренные слова
Сразу разберём на примере:
ПОД-ДЕРЖ-К-А. Корень ДЕРЖ.
Однокоренные слова:
- ДЕРЖ-АТЬ,
- ВЫ-ДЕРЖ-КА,
- У-ДЕРЖ-АНИЕ.
ПРИМЕРЫ морфемных разборов
Прабабушка легко переоформила пенсию на теплоходе.
Пример 1
Прабабушка - имя существительное в именительном падеже, единственном числе.
Прабабушка - прабабушки. Окончание -А. Основа ПРАБАБУШК.
Суффикс -УШК, уменьшительно-ласкательный, так же, как и в словах: воробушки, ушки, дедушка, ладушки.
Приставка ПРА-, обозначает отсыл к старым временам, она есть в словах: прадед, пращур, прародители.
Корень -БАБ-. есть ещё в словах: бабка, бабий, бабушкин.
Графическая запись:
Пример 2
Легко - наречие. Окончания нет, основа ЛЕГКО.
О - суффикс наречия, как в словах тяжелО, милО, забавнО.
К - суффикс имени прилагательного, как в словах тяжКий, стойКий.
ЛЕГ- корень, однокоренные слова: лёгкий, наилегчайший, полегчало.
Графическая запись:
Попробуйте другие слова из этого предложения разобрать самостоятельно и показать результаты в комментариях. Обсудим?