В здоровом теле - здоровый дух, в здоровом теле мотогонщика - стремление к победе!
Гонки на спортбайках иногда напоминают мне балет. В хорошем смысле этого слова – красивый и пластичный танец. Движения спортсменов за рулем мотоциклов всегда четкие и точные, постоянные перемещения корпуса для переноса центра масс, взрывные ускорения и торможения, проход виражей – друг за другом как по ниточке - все изящно и грациозно. Если бы мотоциклы не растягивались по трассе, а спортсмены делали все движения синхронно, то это реально было бы похоже на некую задумку хореографа.
Но, как и в балете, красота и синхронность движений в мотогонках требует огромных физических усилий и долгих, изнурительных тренировок. Для того, чтобы справиться с неистовым 250-сильным гоночным спортбайком в крутых виражах требуются недюжинные усилия. Иногда мотоциклы приходят к финишу с погнутыми клипонами – и это не результат падения. С такой силой гонщик давит на них, стараясь совладать с инерцией вращающегося переднего колеса и всего байка в целом во время прохождения поворотов, разгонов и торможений. Если у спортсмена не хватает сил, чтобы сильнее вывернуть руль и пройти по внутренней кромке виража, то ему придется либо закладывать более широкую дугу, либо снижать скорость – оба этих варианта – ошибка прохождения поворота, которая влечет за собой плохое время круга.
Эффективные ускорения и торможения тоже требуют немалых физических усилий – для сохранения контроля управляемости во время разгона гонщик старается максимально перенести вес тела вперед, сместить центр масс в сторону рулевого колеса. А теперь представьте, что при таком ускорении из-за перегрузки вес вашего тела увеличивается вдвое. Чтобы было понятнее – сколько раз вы сможете подтянуться, если привяжете к ногам две двухпудовые гири? А сколько таких разгонных прямых во время гонки? Несколько сотен. Мотогонщик во время заезда выкладывается не меньше, чем пилот истребителя. Только летчик ровно сидит в своем кресле и бороться с перегрузками ему помогает компенсационный костюм, а спортсмен – как муравей на блохе - ему приходится постоянно двигаться. И с перегрузками спортсмену приходиться бороться самостоятельно, без всякой помощи.
Чтобы облегчить задачу мотогонщикам и сделать мотоцикл более управляемым, конструкторы ведут постоянную войну за низкий вес неподрессоренных масс. На гоночные мотоциклы ставят кованые, магниевые или карбоновые колесные диски и самые легкие тормозные диски именно с целью облегчить управление. Однако учитывая огромные скорости – этого все равно мало. Поэтому для участников MotoGP или WSBK крайне важно быть в хорошей физической форме и постоянно держать в тонусе мышцы плечевого пояса, рук и спины, на которые во время заездов ложатся основные нагрузки. Не случайно Валентино Росси, Марк Маркес да и другие мотогонщики разминаются перед заездом не хуже легкоатлетов – мышцы должны быть прогреты – на них ложится огромная нагрузка в каждом вираже.
Но нужна ли физическая подготовка, если мотоцикл - это просто средство передвижения? Да. Я не говорю, о том, что необходимо до седьмого пота качать железо в спортзале и становиться мотободибилдером. Достаточно просто регулярных тренировок для поддержания формы. Избыточный вес тела и мотоцикл – не самое лучшее сочетание, даже если вы на чоппере. А мышечный тонус – это более высокая скорость реакции, более уверенное управление байком, ну и в конечном счете более бодрое настроение во время поездки. Ведь без настроения за руль байка лучше вообще не садиться, потому что ваш железный конь превращается в обычный бездушный транспорт.