Нередко директор школы бывает непродуктивным, потому что занимается не теми проблемами, несущественными или не точно сформулированными. Среди управленцев распространено упрощенное и слабо работающее представление о проблеме как о трудности, нехватке, препятствии. Дескать, то, что я называю проблемой, то она и есть. Я лучше знаю, что у меня болит. На самом деле – не совсем так.
Чаще всего проблемы обозначаются как жалобы на нехватку чего-то или препятствие в работе, например, «низкая квалификация работников».
Повышайте! Что мешает? — Дорого теперь посылать на курсы. — Сколько же именно? — Не знаю, но начальство говорит, средств нет. — Но вот потратились же на ремонт вестибюля... Постепенно выясняется, что у руководства предприятия среди ведущих приоритетов нет квалификации работников.
И тогда формулировка проблемы переходит из назывной в причинно-следственную: «руководство не уделяет достаточного внимания росту квалификации персонала». Но почему руководству необходимо заниматься квалификацией? Что будет, если ею не заниматься? Тут мы имеем дело с противоречием внутри организации: с одной стороны, повышение квалификации повысит конкурентоспособность, с другой — средства приходится тратить на другие первоочередные нужды.
И тогда от формулировки проблемы мы переходим к постановке задачи.
Последовательность движения такая: жалоба (указание на факт, противоречие) → конкретизация (в чем проявляется?) → причины (чем вызвано?) → следствия (почему это плохо?, к чему приводит?). Если у вас нет ответов на все эти вопросы, значит пока это только жалоба. Подробный разбор с примерами читайте в Директории. Не забудьте авторизоваться.
Даже когда вы достаточно точно сформулировали проблемы (проблемное поле организации), нужно определить, какая из них самая зловредная?, что больше всего тормозит развитие школы? Проблемное поле нужно структурировать.
Способ есть! В разделе «Развитие образовательной организации» системы Директория появился инструмент, который позволяет ответить на вопрос особой важности: решение какой проблемы снимет остроту или сделает легче решаемыми другие? Это «Матрица структуризации проблемного поля» — авторская разработка директора Школы консультантов по управлению Аркадия Пригожина. Инструмент полностью автоматизирован. Нужно только вписать правильно сформулированные проблемы и сопоставить их друг с другом по признаку взаимовлияния.
В итоге вы получаете граф взаимосвязей школьных проблем. Выглядит примерно так:
Граф взаимосвязей проблем. №2 (выделена синим) – корневая проблема, не её решении стоит сосредоточиться в первую очередь.
🏫 «Директория. Развитие образовательной организации» — это информация и инструменты для развития школы и вдохновения. От создателей журнала «Директор школы».
🙋 Если вы директор школы, заместитель или методист, ставьте лайк и подписывайтесь. Здесь рассказывают только про управление и педагогику.