Председатель Законодательного собрания Нижегородской области Евгений Лебедев покидает свой пост. В этой должности он проработает до октябрьского заседания парламента, затем кресло займет кто-то другой.
Здесь интересно отметить несколько моментов. Лебедев продержался на председательском посту после ухода губернатора Валерия Шанцева три года. Конфликтов с новым главой региона Глебом Никитиным не было. (Хочется добавить, что, исходя из типа личности Лебедева, ни при каком раскладе их и не могло быть. Тем он и устраивал предыдущего губернатора.) Новый созыв Законодательного собрания будет избираться 19 сентября 2021 года, то есть, до естественного истечения срока полномочий действующих депутатов и их председателя остается всего десять месяцев, если считать с ноября, когда к обязанностям главы регионального парламента приступит другой человек. Казалось бы, из вежливости, приличий и инерции можно было бы спокойно дождаться нового созыва и там уже выбирать нового главу. Тем более что серьезных претензий к Лебедеву, видимо, нет: он уходит с благожелательными комментариями Никитина и без заведения уголовных дел. Однако, сладко нахвалив, его отсылают прочь. И очевидно для этого есть причины. Впрочем, сам Лебедев уверяет, что получил интересное предложение и уходит на другую работу. Если вспомнить, что имиджем сверхэффективного управленца он не обладает, кажется маловероятным, что его навыки незаметности где-то в престижном месте страшно востребованы. Но, разумеется, каким-то хлебным и сравнительно статусным местом вместо председательского кресла его уважили.
Фигура Евгения Лебедева в нижегородской политике во многом знаковая. Авторитет регионального парламента стал стремительно снижаться еще при предшественнике Лебедева Викторе Лунине. При Лебедеве же он достиг дна. Личный рейтинг председателя Заксобрания завалился в буквальном смысле ниже плинтуса: социологические замеры раз за разом показывали отрицательные значения по самым ключевым для представительной власти параметрам: конкретные результаты работы, личная симпатия, поддержка населением. Предположений, что Лебедев мог бы снова претендовать на председательское кресло в следующем созыве, вообще не звучало. И хоть в этом немало личной заслуги Лебедева, стоит признать, что он оказался на этом месте не случайно, а постольку, поскольку идеально вписывался в общий тренд усиления позиций исполнительной власти и ослабления законодательной.
Представительная функция на этом этапе превратилась даже не формальность, а в фикцию: интересы своих избирателей никто из депутатов откровенно не отстаивает. Показательно в этом смысле поведение спикера Лебедева в контексте вопроса о возврате прямых выборов мэров, которые федеральным законом вроде как не запрещаются – этот вопрос позволено решать на уровне регионов. Как только появилась эта норма, Лебедев тут же благостно заявил, что, конечно же, возвращать выборы надо, что народ этого давно хочет, и пора пришла. После этого тема больше не поднимается, о чаяниях избирателей больше не вспоминают, а когда в Заксобрание вносится законодательная инициатива о возврате прямых выборов глав МСУ, она без комментариев и выяснений, чего там население хочет от своих представителей, механически зарубается депутатским большинством.
В отстаивании интересов хотя бы конкретно своего одномандатного округа Евгений Викторович также не замечен. Когда жители Бора стенали от последствий благоустройства Мухинского озера, которое засыпали и налили в новом месте, создав болото – их представитель, обладающий к тому же еще и статусом главы ЗС НО, попыток вмешаться и отстоять интересы своих избирателей не предпринял.
Ключевые свойства Лебедева – незаметность, пассивность, бесконфликтность, абсолютная лояльность исполнительной власти. Нельзя сказать, что он непубличен – он не убегает от журналистов. Но он абсолютно нехаризматичен. Комментарии его всегда пусты и заведомо неинтересны. Он точно не является фигурой, которая могла бы мобилизовать избирателя накануне следующих выборов, хотя сейчас власть и не заинтересована в массовом приходе людей на выборы… Он удобен был двум совершенно разным губернаторам почти десять лет, и вдруг его непробиваемо толстый дзен перестал быть его преимуществом. Такая вялая, блеклая, почти бессловесная фигура во главе Заксобрания, конечно, не создает ощущения, что Нижегородская область – из числа тех регионов, которые динамично развиваются. Да, тренды несколько обновились. И Лебедев больше в них не вписывается. И его без всяких сантиментов убирают.
Официально пока не объявлено, кто может стать следующим председателем. Как бы это непредсказуемо: каждая фракция предложит своего кандидата, а дальше – как депутаты проголосуют, но большинство голосов в любом случае у «Единой России». Вопрос о смене руководителя встал, как только в региональном парламенте появился Евгений Люлин, который несколько лет назад уже возглавлял Заксобрание. И надо признать, что в те времена он был эффективным спикером – авторитетным, влиятельным, способным решать проблемы и находить компромиссы в сложных ситуациях. На фоне Люлина Лебедев – даже не политический карлик, а инфузория-туфелька – простейшее одноклеточное. Однако Люлин проявил себя в качестве председателя в другую эпоху. И он тогда был не единственным ярким политиком на нижегородском небосклоне. Но что с ними сталось к этому моменту? Они по-прежнему где-то при власти и неплохо устроены, однако превратились в серых функционеров, которые давно не рыпаются.
Иван Измайлов