Российские власти всерьез озаботились ухудшением эпидемиологической обстановки в стране. Это не стало неожиданностью – число заболевших коронавирусом растет последние недели. Похоже, Россию по полной программе накрывает вирусная волна «номер полтора». Почему бороться с ней будут сложнее, чем весной?
Угрожающее «очень бы не хотелось»
Главные российские «говорящие головы» буквально в один день обеспокоились ситуацией с заболеваемостью коронавирусом в стране. Которая, как они же утверждали еще в начале осени, была якобы очень стабильной.
Сначала президент Владимир Путин на встрече с губернаторами отметил, что положение ковидных дел в России «получше», чем во многих странах мира, но все может быстро измениться. «Стоит только расслабиться, и ситуация может кардинально поменяться! Очень бы не хотелось опять возвращаться к тем ограничительным мерам, которые мы вводили весной этого года» - заявил президент (цитата по РИА Новости).
И вот это «очень бы не хотелось» прозвучало весьма угрожающе. То есть, вариант такой рассматривается, конечно, он не желателен, но вполне может реализоваться.
Старикам везде у нас локдаун
Вслед за главой государства выступил мэр Москвы Сергей Собянин. И он был уже гораздо более конкретным.
«К сожалению, и в Москве в последние дни мы видим значительное увеличение числа выявленных случаев коронавируса. К тому же приближаются холода, а с ними – и традиционный рост простудных заболеваний.<…>По мнению врачей, наложение двух болезней: простуды и коронавируса, является очень опасным и может иметь тяжелые последствия. Особенно это касается пожилых москвичей и граждан, страдающих хроническими заболеваниями», - написал мэр в свое блоге.
В этой связи Сергей Собянин порекомендовал москвичам старше 65 лет не выходить из дома без необходимости, а работающих пенсионерам попросил взять отпуск. То же самое касается страдающих хроническими заболеваниями - такие люди входят в группу повышенного риска.
Также мэрия порекомендовала столичным предприятиям перевести как можно больше сотрудников на «удаленку». Тех, кто не сможет отправить работников домой, обязали строго соблюдать меры санитарно-эпидемиологической безопасности. Рекомендации вступают в силу с 28 сентября.
Если кто не помнит, то именно с перевода пенсионеров на самоизоляцию в марте 2020 года и начался «великий коронавирусный карантин». Который продлился в России более 40 дней и стоил государству сотни миллиардов рублей. Что же, все по новой?
Беспечность и сезонность
Россия вступила в вирусную осень весьма беспечно, если сравнивать с тем, что происходило в Европе, США или, например, Израиле. Число новых заболевших было стабильным, смертность также не росла. Но все поменялось за считанные недели. Власти связали рост заболеваемости с возвращением людей из отпусков и началом учебного года. Ну и сезонный факторы никто не отменял.
Однако, по данным оперштаба Москвы, за неделю число госпитализаций в столице увеличилось сразу на 30%. За сутки 24 сентября в Москве выявлено 1560 случаев заражения коронавирусом. Таким образом, за неделю суточная заболеваемость подскочила вдвое.
Работающие на московской неотложке медики рассказали Anews, что в столице стремительно расконсервируют «ковидные больницы», которые были закрыты летом, после прохождения пика заболеваемости. В общем, сезонность сезонностью, а ситуация, похоже, становится угрожающей.
Маска, я тебя не знаю
Однако никаких серьезных противовирусных мер в Москве (да и во многих других регионах страны) сейчас не применяется. Разве что сохраняется обязательный масочно-перчаточный режим в общественных местах. Но в московском общественном транспорте маски носит не более половины пассажиров. При этом процентов сорок из них делают это явно для проформы – средство индивидуальной защиты у них натянуто где-то в районе подбородка.
Да и если ежедневно ощущать на себе ту давку, которая царит в вагонах метро в час пик, можно четко понять, что от заражения спасет только спецкостюм химзащиты, а не какая-то маска.
Что, опять??!
В итоге призывы к соблюдению масочного режима и особенно норм социального дистанцирования (в вагоне метро в восемь утра, ха-ха) вряд ли кардинально помогут бороться с новым ростом заболеваемости.
И все это подталкивает власти к введению более жестких мер. В Москве эта схема была полностью отработана весной – обязательная самоизоляция, пропуска, закрытие части предприятий. Введение карантина в апреле и мае, как считает мэрия, стало ключевым фактором купирования эпидемии в городе.
Однако московской экономике был нанесен тяжелый урон. Летом Сергей Собянин оценивал экономические потери от карантина в 500 млрд рублей. И если начать все закрывать еще раз, изрядно отощавший московский боливар может этого уже и не перенести.
Да и нужно учитывать психологию. Большое число москвичей не соблюдало самоизоляцию и масочный режим уже в мае, хотя карантин был в разгаре. Можно предположить, что даже если сейчас ввести ограничения обратно, придерживаться их будут немногие. Привлечь к контролю ситуации в 25-миллионной агломерации полицию? Войска? Этого не будет. Так как же бороться с проблемой?
Стратегия активного упования на авось
У мэрии есть еще один, «мягкий» вариант: ограничиться рекомендациям, пожеланиями, активными предупреждениями, отдельными карательными спецоперациями в метро и магазинах. Но никакой самоизоляции не вводить, городские предприятия не закрывать. Этакая «шведская модель». Такой же стратегии могут начать придерживаться и российские регионы, для которых столица вот уже много месяцев является флагманом борьбы с заразой.
Это пусть рискованный, но возможный. В России разворачивается вакцинация от ковид, да и коллективный иммунитет к вирусу у граждан, как утверждают медики, за эти полгода вырос. Так что московская мэрия может сделать ставку на то, что «пронесет». Не исключено, что она и сыграет. Во всяком случае, пока введение нового общего карантина в городе кажется крайней мерой отчаяния. До которого вроде бы еще далеко.
Спасибо, что дочитали до конца
Ставьте 👍 - это важно для нас
Не забудьте подписаться на канал