Наверное, мало кто в России не слышал о горе Афон, что территориально находится в Греции, а духовно – в сердце каждого православного верующего.
Что касается территориальных и административных вопросов, то еще император Василий Первый дал Афону статус самоуправляемой монашеской республики. То есть все вопросы решала Константинопольская церковь на этой территории.
Даже в те времена, когда Грецией правили османы, Афон оставался вполне самостоятельным. В его дела никто не лез.
Со временем ситуация поменялась. Во-первых, нужно отметить, что постоянно росло в месте, о котором идет речь, число монахов из России. При этом российское правительство и частные меценаты постоянно поддерживали своих соотечественников на Афоне. Перечислялись финансы, оказывалась даже военная поддержка.
Яркий пример последнего:
в 1829 году Россия победила Турцию в очередной войне. А Николай Первый распорядился очистить Афон от османских солдат, которые присутствовали на священной горе.
Во-вторых, Греция, Болгария, да и Россия тоже начали думать, как бы сделать Афон исключительно своим, чтобы не было там такой свободы и неопределённости в вопросах территориальной принадлежности.
К концу 19 – началу 20 веков число русских монахов составляло около 50% от общего числа живущих на Афоне. Поэтому у России были все шансы установить свое господство на территории. Афон нужен был империи, чтобы иметь влияние в Средиземноморском регионе.
Но к началу Первой мировой войны на Афоне стало больше греков, чем русских. Подданные Российской империи ушли воевать, а греки, как считают некоторые историки, наоборот массово стали уходить на Афон, чтобы там отсидеться.
При этом греки стали укреплять своё влияние на священной горе и притеснять монахов из других стран. Об этом, в частности, писал подпоручик русской армии Бруно Дитш в Петербург. Греки были настроены серьёзно и заявляли, что зависимость от немцев или турок – это нормально. Быть зависимыми от русских они не хотели. Вот такое вот православное противостояние случилось.
Русские монахи стали действовать. Они подготовили обращение к органу управления монастырями на Афоне – Протату, чтобы тот дал им автономию. Но этот документ не подписал настоятель Свято-Пантелеимонова монастыря, расположенного на горе. Он решил, что прошение не удовлетворят, а со стороны Протата последуют санкции.
Самое интересное, что и Священный синод в России не поддержал инициативы.
Одна надежда была на императора Николая Второго. Но он проявил пассивность в вопросе, не стал ничего делать, чтобы Афон стал ближе к России.
Почему так произошло?
Сказать что-то однозначное по этому поводу нельзя. Можно только предполагать. Вероятно, Николай Второй, решая афонский вопрос, предпочел рассуждать не как правитель России, а как православный человек и помазанник божий. Чувствуя себя таковым, Николай Александрович посчитал, что такое место, как Афон, не может принадлежать исключительно России, и пустил дело на самотек.
Я затрудняюсь ответить, насколько правильно рассудил император. С одной стороны, он, как и часто делал, поступил по совести. С другой – неплохо было бы, если б территория, на которой находится гора Афон, принадлежала бы России. Другой вопрос – насколько долго её можно было бы удерживать в своем владении и что было бы с афонскими монахами при большевиках.
Поэтому, на мой взгляд, вышло всё так, как должно было случиться. Сделал ли так Бог, или это просто стечение обстоятельств – не так уж важно.