Найти тему

Последний полёт летчика Серкова

26 сентября 1976 года произошло дикое событие - таран жилого дома самолетом Ан-2 в Новосибирске.

КВС 116 летного отряда Серков, 1952 г.р., в 04:06 мск (08:06 местного времени) произвел самовольный взлет с а/д Новосибирск (Северный) и в 04:16 совершил таран пятиэтажного панельного жилого дома в г. Новосибирск по адресу ул. Степная 43/1. Самолет ударился в стену дома в районе лестничной клетки между третьим и четвертым этажами первого подъезда. Стена была пробита. Двигатель отделился от самолета и упал на лестничную площадку 3 этажа. Самолет был заправлен 800 л бензина. Топливо вытекло на лестничную клетку, воспламенилось и стекало вниз до первого этажа. Самолет упал на землю возле входа в подъезд, разрушился и сгорел. В доме начался сильный пожар. Пожарные расчеты прибыли на место происшествия через 5 минут. Пожар был ликвидирован через 57 минут. Спасение жильцов дома, в связи с невозможностью эвакуации по лестничной клетке, производилось через оконные проемы с использованием лестниц и натянутых мягких трапов. В результате происшествия погибли КВС Серков и трое жителей дома, в том числе двое детей 1970 и 1972 г.р. Еще один ребенок 1972 г.р., получивший ожоги, скончался в больнице 04.10.76. 11 жильцов получили ранения и ожоги (4 человека тяжелые, 5 средней тяжести, 2 легкие).
Разрушена целостность несущих конструкций дома в районе лестничной клетки первого подъезда с распространением этих разрушений на конструкции 4-5 этажа второго подъезда (всего повреждено около 30 квартир).
В анализах крови и мочи Серкова алкоголя не обнаружено.

Серков В.Ф. окончил Бугурусланское летное училище в 1972 г. Работал в Томском ОАО вторым пилотом Ан-2. С октября 1973 г. перевелся в 116 летный отряд Новосибирского ОАО вторым пилотом Ан-2. С 10.10.75 – КВС Ан-2. Налет 2 605 часов, из них КВС – 731 час.
В 1972 г. он женился на Котовой Татьяне Самуиловне. Имеет сына 2,5 года.
За последнее время в его семье сложились ненормальные отношения с женой. 20.09.76 они подали заявление на развод. Им были вручены повестки в суд на 30.09.76. После этого Серков улетел в командировку в Барабинск. 25.09.76 Серков дополнительным рейсом прибыл на базу, принимал все меры, чтобы вылететь в Барабинск, но из-за отсутствия плана на вылет сделал заявку на 06:00 мск 26.09.76. После этого он уехал из аэропорта в город. Вечером Серков увидел на улице жену, разговаривающую с незнакомым мужчиной (по показаниям Котовой, возвращаясь из аптеки в квартиру своих родителей по адресу ул. Степная 43/1, она встретила своего знакомого, с которым разговаривала не более трех минут). Подождав, когда они расстанутся, Серков подошел к жене и нанес ей удар по лицу. Затем конфликт продолжался в квартире ее родителей, где Серков начал наносить ей удары, пока его не остановила мать Котовой. После этого Серков пришел на квартиру своей матери (в другом доме на той же улице) в возбужденном состоянии, рассказал о случившемся, сходил с братом в баню и лег спать.
26.09.76 в 03:15 мск он прибыл в аэропорт, оставив предсмертную записку матери, в которой указывал на намерение уйти из жизни, «забрав с собой» жену и сына. Причиной своего решения он назвал то, что «с настоящими нервами я не смог бы уже начать с начала», а вчерашний конфликт с женой стал «последней каплей, переполнившей чашу». За 2 часа 45 минут до заявленного времени вылета (в нарушение НПП ГА-71) Серков прошел медицинский контроль. Фельдшеру он предъявил оперативное задание без указанного времени вылета. Так как плана полетов в медпункте нет, а ранее установленными порядками в Новосибирском ОАО экипажи производили подобные вылеты по оперативным заданиям, фельдшер беспрепятственно провела медосмотр Серкова, который не выявил никаких отклонений.
Не пройдя предполетной подготовки в штурманской комнате, за 2 часа 34 минуты до заявленного времени вылета он в ПДО получил судовые документы на самолет и за 2 часа 10 минут до времени вылета прибыл на самолет. Дежурный по стоянке лишь на основании личного знания пилота и плана полетов выдал ему ключи.
После окончания опробывания двигателя Серков запросил разрешение на переруливание на стоянку 116 летного отряда. Диспетчер круга разрешил. Подрулив к стоянкам самолетов, Серков развернулся в сторону летного поля и произвел самовольный взлет поперек старта с МК=270°. Диспетчеры круга и старта, обнаружив взлет самолета без разрешения и связи, проявили замешательство и только через 2 минуты начали вызывать борт на связь. В 04:08 на запрос СДП: «Где вы находитесь» Серков ответил: «Над затоном нахожусь». На последовавший вопрос: «А вы куда пошли?» и последующие вызовы Серков не отвечал до 04:11, когда он передал: «Ищите меня по улице Степная дом сорок три дробь один, прощайте, моя фамилия Серков». Затем на просьбу диспетчера повторить, он повторил это сообщение и на последующие запросы больше не отвечал. Никаких указаний, рекомендаций о прекращении самовольного полета на борт не передавалось.
Выполнив два круга в районе ул. Степной, пилот направил самолет в часть дома, где в квартире своих родителей находились его жена с ребенком. Самолет столкнулся с домом, разрушился и сгорел. Никто из родственников Серкова не пострадал.
В 1971 г у Серкова случился эпилептический припадок. Ему была вызвана «Скорая помощь». Дважды, в 1974 и 1975 гг, он получал бытовые травмы головы (со слов Серкова, первый раз он упал с кедра, когда ходил в лес, а второй раз его вытолкнули из автобуса). После этих случаев он, по показаниям жены, часто жаловался на головные боли и постоянно носил с собой таблетки от головной боли. За медицинской помощью он обращаться отказывался, опасаясь снятия с летной работы. По словам жены, за период совместной жизни муж неоднократно симулировал самоубийство путем нанесения бритвой и другими острыми предметами порезов на кожу рук. Отмеченные отклонения в состоянии здоровья Серков тщательно скрывал, поэтому целенаправленному медицинскому обследованию не подвергался.

*

16 августа 1996 года - побег из Кандагара советского экипажа ИЛ-76