Найти тему
Звонкий Талер

Рабочая лошадка мотострелков

Двумя неделями ранее на нашем канале освещалась бронетехника из экспозиции аллеи Героев, расположенной в городе Прокопьевске, в районе под наименованием Тырган. В том обзоре, посвящённом "Бровям Брежнева" на танке, "Маталыге" и полному "Бардаку" с колёсами, автор описал шуточные прозвища, которые получила советская техника в войсках, а также - слегка поиронизировал, как эту технику подготовили к выставке (про обезбашенный БТР и раскраску шин, а-ля "серебряное копытце").

В сегодняшней статье я планирую развить тему и познакомить своих подписчиков и читателей с самым хорошо сохранённым экспонатом прокопьевской аллеи Героев. Этот экспонат - боевая машина пехоты БМП-1, серийно выпускавшаяся советской промышленностью с 1966 по 1983 годы.

БМП-1 на пьедестале: организаторы экспозиции сохранили машине башню с орудием (фото автора)
БМП-1 на пьедестале: организаторы экспозиции сохранили машине башню с орудием (фото автора)

Надеюсь, что мой фотоотчёт будет интересен всем любителям военной истории и, в первую очередь, стендовым моделистам (ниже привожу кадры, на которых крупным планом запечатлены различные узлы и детали боевой машины с их кратким описанием или характеристиками):

Катки БМП-1 полые, что обеспечивает машине лучшую плавучесть (левый борт, фото автора)
Катки БМП-1 полые, что обеспечивает машине лучшую плавучесть (левый борт, фото автора)

Нужно отметить, что БМП-1 стала первой в мире серийной бронемашиной пехоты, которая "умела плавать". Форма носовой части корпуса была спроектирована таким образом, чтобы техника во время движения по воде "не зарывалась носом", а уверенно держала волну:

Ведущие колёса машины располагаются спереди (фото автора)
Ведущие колёса машины располагаются спереди (фото автора)

Конструкция машины не предполагала использования на воде винтов или водомётных движителей. Движение осуществлялось перемоткой гусениц:

Гусеницы крупным планом: между траками видна окаменевшая грязь (фото автора)
Гусеницы крупным планом: между траками видна окаменевшая грязь (фото автора)

Для увеличения скорости на плаву задние крылья машины имели форму горизонтальной решётки, которая перенаправляла поток воды с гусеницы не вверх, а назад - создавая определённый динамический эффект:

Эти самые горизонтальные решётки на крыльях для перенаправления потока воды во время движения (фото автора)
Эти самые горизонтальные решётки на крыльях для перенаправления потока воды во время движения (фото автора)

Носовая часть корпуса была забронирована сверху алюминиевой плитой с волноотражательными пластинами. Эта бронеплита прикрывала моторное отделение БМП и была рассчитана для защиты от снарядов 20-мм пушек того времени:

БМП-1: лобовая броня и башня (фото автора)
БМП-1: лобовая броня и башня (фото автора)

Башня с 73-мм гладкоствольным орудием 2А28 "Гром" и спаренным с ним 7,62-мм пулемётом ПКТ располагалась в центральной части машины, образуя её боевое отделение. Углы наводки орудия по вертикали были невелики и составляли от -4 до +30 градусов, что делало машину малопригодной для боёв в горной местности или в городской застройке:

Орудие "Гром" в ходе эксплуатации подвергалось заслуженной критике и было заменено на следующей версии боевой машины пехоты - БМП-2 (фото автора)
Орудие "Гром" в ходе эксплуатации подвергалось заслуженной критике и было заменено на следующей версии боевой машины пехоты - БМП-2 (фото автора)

На корме башни хорошо заметны ниши для установки дымовых гранат - средства маскировки бронетехники в боевых условиях:

Правый борт десантного отделения: хорошо видны смотровые приборы и лючки для ведения огня из стрелкового оружия прямо из десантного отделения (фото автора)
Правый борт десантного отделения: хорошо видны смотровые приборы и лючки для ведения огня из стрелкового оружия прямо из десантного отделения (фото автора)

В десантном отделении могли разместиться до 8 мотострелков со штатным стрелковым оружием и переносным ЗРК 9К32 "Стрела-2":

Вид сверху на десантное отделение БМП-1 (фото автора)
Вид сверху на десантное отделение БМП-1 (фото автора)

Кормовая часть машины, где располагалось десантное отделение, оборудована двумя большими откидными люками сверху и двумя - сзади (они предназначены для максимально скорого спешивания десанта). По бортам десантное отделение имеет множество смотровых приборов и лючков для ведения стрельбы на ходу из штатного автоматического оружия:

Корма корпуса машины крупным планом (фото автора)
Корма корпуса машины крупным планом (фото автора)

"Пузатые" люки-двери на корме являлись также дополнительными ёмкостями для транспортировки топлива:

Большая часть люков и лючков машины заварена, иначе я с удовольствием пофоткал бы "внутреннее убранство" (фото автора)
Большая часть люков и лючков машины заварена, иначе я с удовольствием пофоткал бы "внутреннее убранство" (фото автора)

БМП-1 была выпущена внушительной серией в два десятка тысяч штук. Её эксплуатировали и продолжают эксплуатировать многие страны мира, не смотря на то, что техника морально и физически давно устарела. Своё дальнейшее развитие данная машина получила в варианте БМП-2, однако, это уже совсем другая история...

Обзор подготовил Звонкий Талер