Двумя неделями ранее на нашем канале освещалась бронетехника из экспозиции аллеи Героев, расположенной в городе Прокопьевске, в районе под наименованием Тырган. В том обзоре, посвящённом "Бровям Брежнева" на танке, "Маталыге" и полному "Бардаку" с колёсами, автор описал шуточные прозвища, которые получила советская техника в войсках, а также - слегка поиронизировал, как эту технику подготовили к выставке (про обезбашенный БТР и раскраску шин, а-ля "серебряное копытце").
В сегодняшней статье я планирую развить тему и познакомить своих подписчиков и читателей с самым хорошо сохранённым экспонатом прокопьевской аллеи Героев. Этот экспонат - боевая машина пехоты БМП-1, серийно выпускавшаяся советской промышленностью с 1966 по 1983 годы.
Надеюсь, что мой фотоотчёт будет интересен всем любителям военной истории и, в первую очередь, стендовым моделистам (ниже привожу кадры, на которых крупным планом запечатлены различные узлы и детали боевой машины с их кратким описанием или характеристиками):
Нужно отметить, что БМП-1 стала первой в мире серийной бронемашиной пехоты, которая "умела плавать". Форма носовой части корпуса была спроектирована таким образом, чтобы техника во время движения по воде "не зарывалась носом", а уверенно держала волну:
Конструкция машины не предполагала использования на воде винтов или водомётных движителей. Движение осуществлялось перемоткой гусениц:
Для увеличения скорости на плаву задние крылья машины имели форму горизонтальной решётки, которая перенаправляла поток воды с гусеницы не вверх, а назад - создавая определённый динамический эффект:
Носовая часть корпуса была забронирована сверху алюминиевой плитой с волноотражательными пластинами. Эта бронеплита прикрывала моторное отделение БМП и была рассчитана для защиты от снарядов 20-мм пушек того времени:
Башня с 73-мм гладкоствольным орудием 2А28 "Гром" и спаренным с ним 7,62-мм пулемётом ПКТ располагалась в центральной части машины, образуя её боевое отделение. Углы наводки орудия по вертикали были невелики и составляли от -4 до +30 градусов, что делало машину малопригодной для боёв в горной местности или в городской застройке:
На корме башни хорошо заметны ниши для установки дымовых гранат - средства маскировки бронетехники в боевых условиях:
В десантном отделении могли разместиться до 8 мотострелков со штатным стрелковым оружием и переносным ЗРК 9К32 "Стрела-2":
Кормовая часть машины, где располагалось десантное отделение, оборудована двумя большими откидными люками сверху и двумя - сзади (они предназначены для максимально скорого спешивания десанта). По бортам десантное отделение имеет множество смотровых приборов и лючков для ведения стрельбы на ходу из штатного автоматического оружия:
"Пузатые" люки-двери на корме являлись также дополнительными ёмкостями для транспортировки топлива:
БМП-1 была выпущена внушительной серией в два десятка тысяч штук. Её эксплуатировали и продолжают эксплуатировать многие страны мира, не смотря на то, что техника морально и физически давно устарела. Своё дальнейшее развитие данная машина получила в варианте БМП-2, однако, это уже совсем другая история...
Обзор подготовил Звонкий Талер