Найти тему
"Млечный Путь"

Полная лодка картошки. Невероятно, но факт

В России 90-х в морских конструкторских бюро родилась совершенно фантастическая бизнес-идея: использование атомных подводных лодок для транспортировки коммерческих грузов. Предполагалось, что в мирное время субмарины будут выполнять грузовые рейсы на линии Европа - Дальний Восток, а при необходимости АПЛ будут использовать как военную технику. Ни больше ни меньше.

АПЛ проект 941 "Акула". Фото из сети
АПЛ проект 941 "Акула". Фото из сети

Как это было:

В 1993 году СПМБМ «Малахит», ЦКБМТ «Рубин» и СТБ «Лазурит» создали проект газо- и нефтедобывающего комплекса на базе АПЛ. Было предложено переоборудовать АПЛ проекта 941 "Акула". Длина должна быть увеличена со 175 м до 238 м, грузоподъемность до 30 000 т, скорость до 20 узлов, автономность до 50 суток. Опыты показали, что АПЛ данной модификации могла колоть лёд толщиной < 215 см в морской воде и < 150 см — в пресноводном устье Енисея. Создание такого подводного гиганта заняло бы 5-6 лет. Постройка планировалась на «Севмаше», стоимость ~ $ 210 млн.

Внешний вид АПЛ проект 671 РТМ. Фото из сети
Внешний вид АПЛ проект 671 РТМ. Фото из сети

В августе 1995г под патронажем командования Северного флота, АПЛ проекта 671 РТМ доставила груз картофеля и промтоваров в порт Харасавэй на Ямале. Финансировали поход грузовой субмарины РАО «Газпром» и несколько нефтекомпаний. Эксперимент был взят за основу дальнейшей разработки подводной транспортной системы.

В 1996 году СПМБМ «Малахит» предложил создание атомного подводного модуля-толкача и нескольких подводных грузовых барж ледового класса на 720 TEU (!!!) каждая. Предполагалось, что на мелководье происходит расстыковка и модуль, как ледокол буксирует баржи. После мелководья опять стыковка и погружение на рабочую глубину, после чего комплекс следует до порта разгрузки (!!!). Проектная продолжительность перехода между Европой и Дальним Востоком, при скорости 20 узлов - 15 суток.

В ЦКБМТ «Рубин» полагали, что АПЛ могли бы осуществлять экстренные разовые перевозки грузов в размере 1000 тонн. На ПО "Севмаш" предложили строительство флотилии подводных контейнеровозов (!!!). ТО и ремонт должен был осуществлять ВМФ России.

Для широкого круга читателей: сравните размеры футбольного поля и АПЛ проект 941 "Акула".  Увеличение габаритов  этих подводных гигантов предлагалось в проектах некоторых КБ для создания  арктических  транспортов.  Фото из сети
Для широкого круга читателей: сравните размеры футбольного поля и АПЛ проект 941 "Акула". Увеличение габаритов этих подводных гигантов предлагалось в проектах некоторых КБ для создания арктических транспортов. Фото из сети

Так это было давно, в 90-х, скажет читатель. Согласен, но вот 11 апреля 2019 на Международном Арктическом форуме в Санкт-Петербурге прозвучало предложение по транспортировке СПГ подводными лодками. Озвучил это предложение глава Курчатовского института Михаил Ковальчук:

«…Я бы предложил такую вещь, если идёт речь о создании «добычных» подводных комплексов, почему бы не подумать о подводной транспортировке. Представьте, что мы делаем подводный газовоз: корпус подводной лодки с атомным двигателем…»

По мнению Ковальчука, такая ПЛ могла дойти от места добычи газа до крупных терминалов без всплытия, в режиме «шаттла».

Все это происходило на самом деле, иначе я бы не поверил.

Источники: bellona.ru, topwar.ru, Яндекс