Найти тему
ГОРОДСКИЕ

Безопасный обогрев палатки зимой. Обогреватель с вытяжкой.

Оглавление

{фото-видео-отчёт}

Всем привет! Вслед за отчётом о нашем с сыном зимнем походе с ночёвкой мы поделимся способом обогрева палатки в том самом походе. Это была газовая печь с вытяжкой для удаления продуктов горения на базе инфракрасного обогревателя на 750 ватт и с пропановым баллоном на 5 литров.

Полный комплект газового обогревателя палатки мощностью 750Вт.
Полный комплект газового обогревателя палатки мощностью 750Вт.

Сразу оговоримся. Способ отнюдь не идеальный и требует соблюдения строжайшей техники безопасности! Мы никого не убеждаем в сверхпрактичности обогревателя, мы просто делимся данными, полученными во время похода и данными, от испытаний горелки в кабине машины. Более того, сами видим минусы в этом виде обогрева, с которых и начнём…

Минусы обогрева палатки газом.

Первым минусом мог стать угарный газ, но его здесь не будет. Почему – поймёте чуть позже, поэтому первый минус – вес и габариты. Укомплектованное устройство весит чуть более 10-ти кэгэ. Но я бы не сказали, что кто-то из нас сильно устал в лыжном походе. Вес всего снаряжения, включая печку и лыжи, был 48 килограммов.

Вдобавок, придя домой, я взвесил все вещи и продукты, которые не использовались в походе. Вышло 8 лишних килограммов – это почти вес печки. Так что лично для меня вес и габариты не являются минусом, особенно при наличии санок или волокуш. Ну а, к примеру, для рыбаков, это вообще не проблема, т.к. многие на рыбалку ездят, а не ходят.

Рыбаки пешком не ходят? На машине для рыбалки можно взять, что хошь: палатку, печку, обогреватель, фуражку в конце концов...
Рыбаки пешком не ходят? На машине для рыбалки можно взять, что хошь: палатку, печку, обогреватель, фуражку в конце концов...

Второй минус – отсутствие газа в лесу или на льду. Этот минус актуален в многодневных или в дальних пеших походах.

Третий минус – газ, в отличие от древесного топлива (валежника), стоит денег.

Заправочная колонка на фоне реки Кама, близ села Вятское (Удмуртия).
Заправочная колонка на фоне реки Кама, близ села Вятское (Удмуртия).

И, возможно, для кого-то четвёртым минусом будет процесс сборки. Но, по-моему, просверлить несколько отверстий и испачкаться герметиком не так уж и трудно.

Процесс сборки обогревателя палатки или машины (автомобиля).
Процесс сборки обогревателя палатки или машины (автомобиля).

Затраты на все комплектующие таковы. Горелка - 400 рублей. Электрощиток - 760. Редуктор - 350. Шланг 2 метра – 100. Хомуты – 20. Газовый баллон б/у – 250. Новый вентиль на баллон – 350. Сифон – 200. Герметик печной – 200. Детектор горючих газов (пропана, бутана, метана) – 460. Детектор угарного газа (цэометр) – 410. Не знаю, минус это или не очень, но… 3500 рублей.

Плюсы в сравнении с обогревателями и плитками на туристических баллончиках.

Первые два плюса – дешевизна пропана и маленький расход горелки, которая на практике расходует пятилитровый баллон за 32 часа. Самое интересное, что эти данные практически совпадают с паспортными: 70 грамм в час. Так вот, 5-ти литровые баллоны я заправляю по 150 рублей. А значит, час обогрева стоит 4 рубля 70 копеек. Если это перевести на самый дешёвый баллончик, в котором бутана 220 грамм (и то не во всех), а стоит он 60 рублей, то получаем, что один час отопления бутаном стоит 20 рублей. Прогрев палатки на протяжении 32-х часов обойдётся в 10 баллончиков или в 600 рублей. Это в 4 раза дороже, чем пропаном. А если покупать баллончики в модных туристических магазинах по 100 рублей, то сами понимаете, дешевле не станет.

Следующий плюс будет третьим. Пропан, заправленный зимой на хорошей проверенной заправке, не замёрзнет. В нашем случае столбик термометра опустился до -24 градусов мороза, а баллон, проверенный дома на балконе при -28-29°C, стоял снаружи палатки – проблем не было никаких. Тогда как туристические баллончики неспособны переносить температуры ниже -5 из-за соответствующего состава газа. Хотя, в последнее время плитки и горелки оснащаются системой подогрева баллончика. Ну и конечно существует много самодельных вариантов. Вот, к примеру, мой вариант для газовой плитки и временный вариант для данной горелки. С этого варианта я начинал испытания.

Также некоторые люди повторно заправляют отработанные баллончики зимним пропаном, после чего подогрев баллончика уже не нужен. Здесь я тоже не исключение – как-то занимался этим делом. Но в итоге для нашего обогревателя я выбрал большой баллон.

В идеале газовый баллон лучше держать внутри обогреваемого помещения (палатка, автомобиль, кабина, КУНГ). Но если нет такой возможности, то заправленный баллон, конкретно тот самый, которым вы собираетесь обогреваться, необходимо проверить на замерзание перед походом, рыбалкой, поездкой!

Четвёртый плюс. Корпус обогревателя хорошо нагревается. И на нём быстро сохнут вещи и оттаивает электронная техника.

Газовая инфракрасная печь с вытяжкой для удаления CO.
Газовая инфракрасная печь с вытяжкой для удаления CO.

Пятый плюс – отсутствие открытого пламени. Т.е. не выгорает кислород в палатке (и других отапливаемых помещениях). НО! Предупредим вас заранее: если выйдет из строя газовый редуктор, то газ может пойти под большим давлением. Поэтому не стоит выкручивать вентиль на баллоне на всю катушку. Надо выкрутить ровно настолько, чтобы горелка смогла войти в штатный режим работы.

Открытое пламя на газовой инфракрасной горелке. Как исключить такое ЧП? Установкой двух редукторов последовательно?
Открытое пламя на газовой инфракрасной горелке. Как исключить такое ЧП? Установкой двух редукторов последовательно?

Ну и шестой плюс – отсутствие угарного газа CO, т.к. в данной конструкции угарный газ весь вылетает наружу через трубу вытяжки. {Подробно о конструкции будет ниже.}

А вообще, конечно, для леса актуальнее дровяное отопление. И в сравнении с ним напрочь теряются первые 3 плюса. Но для палаточных рыбалок и автомобилей вариант имеет место быть.

Сборка и испытания палаточного обогревателя.

Горелку мы купили в конце ноября 2017 года, т.к. полагали, что пойдём в первый ночной поход в январе 2018. Но в ту зиму с походом не срослось, поэтому горелку тогда ещё без корпуса, но с детекторами угарного и горючих газов (пропан, бутан, метан), я испытывал в кабине машины. С закрытым люком, но при наличии приточного воздуха, датчик угарного газа начинал нервно пищать уже через несколько десятков минут. При слегка открытом люке и наличии приточки было нормально, но всё же через несколько часов детектор CO периодически срабатывал, показывая малые дозы угара в кабине. Помогало проветривание. При полностью открытом люке «цэометр» показывал «ноль», но ощутимая часть тепла улетала в люк. Поэтому и было решено сделать из ИК-обогревателя печку с вытяжкой.

Конструкция приняла конечный вид раза с третьего. Горелку я поместил в металлический корпус, изначально предназначенный для электросчётчика. Два отверстия сверху корпуса заглушил фанерой, посадив её на печной герметик и саморезы. Напротив третьего – прорезал фанеру и прикрутил к ней штуцер для вытяжки, сделанный из резьбовой части сифона для раковины.

Фанера служит для снижения температурной нагрузки на пластиковый штуцер. Снизу отверстия заклеены алюминиевой фольгой. При такой схеме пластиковый штуцер не нагревается выше 60 градусов. Труба для вытяжки выполнена из канализационной гофры от того же сифона. Основная часть направленного тепла от инфракрасной горелки идёт в помещение, а продукты горения вытягиваются по трубе наружу.

Обогреватель и вытяжное отверстие максимально разнесены, чтобы минимизировать потери тепла и снизить температуру нагревания пластикового штуцера для вытяжной трубы. Сам обогреватель, как выяснилось за время эксплуатации, сделан некачественно. За год сеточка прогорела в двух местах, и начал отваливаться пересохший герметик {по сути он с самого начала был не очень}, поэтому перед походом я промазал все швы заново чёрным печным.

С цифрами температурных замеров в палатке можете ознакомиться по фотографиям ниже. В целом спалось очень хорошо. А днём можно было забежать с улицы {из леса} домой {в палатку} и немного погреться.

В феврале 2020 года мы с Сынычем ещё разок ночевали в лесу, но уже не в палатке, а в своём шалаше. В ту ночь был примерно такой же мороз. Под утро пирометр показал -22 градуса. Шалаш имеет множество щелей, служащих вентиляцией, поэтому от обогревателя температура в нём не поднялась выше 2-3 градусов тепла. Но спальник в этот раз зимний, поэтому было тепло.

Что в итоге?

По большому счёту в данном обогревателе всё устраивает. Разве что можно заменить горелку на другую, помощнее. От 1 до 1,5 кВт с расходом до 150 г/ч для использования в машине или... ну, там, где нету дров, в общем. А для леса всё же лучшим вариантом будет дровяная пЕченька...