25 сентября 1920 года в селе Белозерка Херсонской губернии (ныне - Украина), в семье председателя колхоза Федора Петровича Бондарчука и его жены Татьяны Васильевны родился сын Серёжа. Вскоре семья Бондарчуков переехала в г. Таганрог. В 1937-м году, ещё будучи школьником, Сергей Бондарчук вышел на сцену Таганрогского драматического театра. А по окончании школы, поступил учиться в Ростовское театральное училище, что вызвало сильное недовольство отца. Окончив училище в 1941-м году, по распределению попал в Театр Красной Армии в Грозном. В связи с началом Великой Отечественной войны, в апреле 1942-го года был призван в Красную Армию. В 1944-м году был награжден медалью "За оборону Кавказа". В 1985-м году Сергей Федорович Бондарчук, как и все ветераны Великой Отечественной войны, был награжден юбилейным Орденом Отечественной войны II степени.
После окончания войны и демобилизации из армии Сергей Бондарчук вернулся к актёрскому ремеслу. Точнее, поступил во ВГИК в мастерскую Сергея Герасимова и уже в 1948-м году сыграл в двух фильмах: эпизодическую роль в фильме "Мичурин" и хоть небольшую, но идеологически довольно значимую, роль Валько в экранизации романа Александра Фадеева "Молодая гвардия", осуществлённой Герасимовым. Образ коммуниста-подпольщика Валько, как известно, не имел реального прототипа, в отличие от большинства других героев романа Фадеева. Этот образ был введён писателем во вторую редакцию романа, после полученных от Сталина обвинений в том, что в романе не отражена руководящая и направляющая роль партии в организации сопротивления нацистским оккупантам.
После этой роли Бондарчук был обречён играть исключительно роли идеологически благонадёжных и выверенных персонажей. В качестве единственного отклонения допускались лишь роли в экранизациях произведений классической литературы, типа чеховского Дымова или шекспировского Отелло. И Сергей Федорович охотно играл эти роли, за что был осыпан милостями вождей: уже в 1951-м году ему было присвоено звание Заслуженного артиста РСФСР, а спустя всего год, в 1952-м году ему было присвоено звание Народного артиста СССР. Звание, которого многие другие, не менее талантливые актёры, добивались в течение десятилетий. Это примерно так же, как, если бы в армии капитан сразу получил звание полковника. Кроме того, в 1952-м году ему была присуждена Сталинская премия первой степени.
В 1959-м году Сергей Бондарчук начал режиссёрскую деятельность. И первый же, дебютный фильм Бондарчука - "Судьба человека" - стал шедевром. Всего за свою жизнь Сергей Федорович Бондарчук снял 7 полнометражных художественных кинофильмов. Из них три фильма вошли в Золотую Тысячу. Обо всех этих трёх киношедеврах - "Судьба человека", "Война и мир", "Они сражались за Родину" - мы уже писали.
Благоволение коммунистических властей к Сергею Бондарчуку, как минимум, до начала перестройки, проявлялось не только в дожде наград, премий и званий, которыми был осыпан этот, без сомнения талантливый актёр и великий режиссёр. Трудно назвать какую-либо государственную награду высшего достоинства или премию, которой он не был бы удостоен. Но благоволение проявлялось и в другом. Ему, игравшему коммунистов, едва ли не единственному в стране деятелю искусства, и не просто деятелю, а руководителю творческого союза (15 лет он был секретарём Союза Кинематографистов), воспитателю подрастающего поколения (более двадцати лет он был профессором во ВГИКе), в конце концов, депутату Верховного Совета РСФСР на протяжении почти 30-ти лет, дозволялось чуть ли не в открытую сохранять веру в Бога. Более того, поддерживать контакты с Папой Римским, который даже выделил специальную келью для того, чтобы Сергей Федорович, находясь в Риме, мог молиться.
Благоволение советских властей и особое доверие органов безопасности к Сергею Бондарчуку проявлялось и в том, что ему в числе немногих дозволялось принимать предложения западных кинематографистов сниматься за рубежом (фильмы "В Риме была ночь" Роберто Росселлини, "Битва на Неретве" Велько Булайича) или участвовать в совместных производствах (советско-итальянский фильм "Ватерлоо", советско-мексиканско-итальянский фильм "Красные колокола").
И каким же, очевидно, тяжёлым ударом явились для него решения V Съезда Союза Кинематографистов 1986-го года, оставившие его, фактически, за бортом кинематографической деятельности.
Сергей Федорович Бондарчук включен в список 100 великих режиссёров мирового кинематографа, составленный FilmGourmand'ом.
Дорогие читатели! Если эта и/или другие публикации блога FilmGourmand показались вам интересными и/или полезными, прошу ставить лайки, подписываться, делиться этими материалами с теми, кого, по вашему мнению, они тоже могут заинтересовать.
Если у вас публикации блога FilmGourmand'а вызвали замечания, возражения, вопросы, прошу поделиться ими в комментариях или в сообщениях на мой адрес.