Найти в Дзене
Левон Гамбарян

О третьем альбоме Kafedra «Q A T O»

Продолжение цикла статей о музыкальных релизах выпущенных рок-группой «Кафедра Экспериментальной Психонавтики и Исследований Внутреннего Космоса». О второй пластинке коллектива я рассказывал здесь.

История нашего коллектива это отнюдь не история шумного-громкого успеха, но, не смотря на это, это уже очень продолжительная и последовательная история. Это достаточно необычно. С одной стороны, мы похожи на тысячи и тысячи других никому не известных гаражных дружеских рок-банд, которые, сперва - окрыленные молодостью и надеждами, дружбой и любовью к рок-музыке, свободе [которую она дает почувствовать], во всем мире - забиваются вечерами, после учебы-работы в тесные комнатушки репетиционных точек, подвалы-студии, для того чтобы снять напряжение рутинных будней, унылого быта, выплеснуть позитивным образом скопившийся стресс, эмоции, попытаться выразить себя в творчестве... С другой, все основные участники, не только увлекались творчеством, пробовали себя в музыке практически с самого детства, но и парадоксально продолжают делать это до сих пор, в возрасте «уже под сорок», пережив все разочарование «невостребованности» и «непризнания», крушение планов на покорение большой серьезной сцены, уже очевидно несбыточныx сегодня - во времена засилья проплаченной и заполонившей все кругом низкопробной коммерческой индустрии, дебильных-пошлых попсы и рэпа... обзаведясь семьями-потомством, погрязнув в беспросветном рабстве пролетарского труда в циничном аду капитализма. Мне нескромно кажется, что такие настойчивость и упрямство, все-таки, свидетельствуют о том, что данная деятельность идет не от обычной подростковой рефлексии или неких корыстных мотивов, вероятно, это нечто большее и чистое, искреннее, настоящее, ценное.. Насколько я понимаю, повзрослев, многие у кого не получилось «выстрелить», «прославиться» - «завязывают с этой ерундой», забрасывают свои мечты и инструменты, да даже музыку начинают слушать другую, попроще, «как все»... С нами же, забегая вперед, получилось так, что, на мой взгляд, самые сильные записи мы создали уже в зрелом возрасте, как раз после того, как смогли справиться с разочарованием от крушения юношеских иллюзий, «попробовав все-таки продолжать». На мой взгляд, в нашей честной музыке своеобразно отразилась вся душевная внутренняя борьба и метания, сумбурные поиски поколения, родившегося в начале восьмидесятых, взрослевшего в страшные девяностые, хлебнувшего немного эйфории в нулевые и окончательно и бесповоротно протрезвевшего в десятые. Поколения, которое очень старалось состоятся, прозвучать и быть услышанным, но так и оставшегося, по большому счету, потерянным, в оглушительной тишине и неприкаянности, мраке повседневности.

Но хватит лирики, в этой статье речь пойдет о третьем музыкальном альбоме вышедшем под брендом Кафедра. С одной стороны, мне самому кажется что диск «Q A T O» это безусловный шедевр, вероятно, недооценённый и по сей день, как действительно мощнейшая отечественная психоделическая пластинка, достойная, можно сказать - «мирового уровня» работа. С другой, сейчас я думаю, что это «как-бы не совсем Кафедра», так как состоялось, прежде всего, в виде творческого компромисса между только двумя изначальными авторами-композиторами в группе. Между мною - гитаристом-поэтом и клавишником-мультиинструменталистом Костей Пилипенко. Конечно, в этом участвовали и другие талантливые люди... Но, в любом случае - именно эта запись заложила концептуальные основы и подходы которые через десять лет привели к созданию самых отвязных и глубоких современных психоделических релизов Kaferda... Костя тогда радикально настаивал на спонтанной импровизации, ему, кажется, казалось что «вообще не надо повторятся», «настоящая музыка должна рождаться и сразу же исчезать», что-то такое... Это отразилось во всей его дальнейшей деятельности с другими музыкантами и командами, до того момента, как уже в Санкт-Петербурге, в конце десятых он опять на время присоединился к зрелому «золотому составу». А я с юности сочинял и плохо пел свои странные песни, но, при этом, конечно, обожал сначала - американский хипповый психоделический рок, потом, став чуть старше, был просто зачарован немецкой авангардной сценой - краутроком. К тому же, в тот момент, я окончательно запутался в своей жизни, отношениях, был крайне не устроен в быту и как всегда цеплялся именно за творчество. Поэтому когда Константин стал клонить к тому, чтобы сменить нашего замечательного, но не джемуюшего в достаточной степени басиста Колю - я согласился, несмотря на то что очень уважал последнего, который был чуть старше, «олдовей» нас - и как музыканта, и как человека, друга. Николай любил и делал стильные четкие партии, агитировал за проработанные эффектные аранжировки, слушал «всякий диско-панк ближе к 80ым» и так далее, и, поэтому - Косте, тому что и как хотел делать Костя - Коля не подходил как басист. Не знаю, может быть, я бы до сих переживал по этому поводу, потому что для меня всегда «рок-н-ролл был, прежде всего, про дружбу, чем даже про звук и результат». Но по прошествии многих лет, удивительно, уже в Санкт-Петербурге, я вдруг узнал, выпив, в очередной раз, крепкого с Костей, что он «очень сильно обижался на меня все эти долгие годы» за то, что, даже не я, вероятно - сводивший звукорежиссер -забыл или сознательно потерял [чтобы, например, дать больше воздуху] в финальном миксе - одну из огромной слоенки клавишных партий в одном из треков - «Бесконечном Повторении» - еле-еле различимый в остальной «каше» пятнадцатисекундный «шумовой призвук» «дождика»... Да... Ну каждому важно что-то свое... После этого признания я уже не особо переживал и ничему не удивлялся... Тогда я выбрал такой путь, и Костю с его «важностью» и прочими странностями, мне, вероятно, казалось это «важно». В результате - появился диск «Q A T O». Название придумал Костя, это аббревиатура от «Quivering Attack of Tangerine Oysters» - «Трепетная Атака Мандариновых Устриц».

Для обложки альбома была выбрана фотография моего близкого друга и замечательного фотохудожника Ивана Самоварова, ставшего в последствии, уже в «питерский период», постоянным фото и видеографом коллектива, его «невидимым» «по ту сторону объектива» участником:

Обложка альбома
Обложка альбома

Антон Ткачук тогда, к сожалению, вышел из состава. Мы пригласили амбициозного бас-гитариста Алексея Кульпина, и принялись «только импровизировать»... Иногда давали концерты в небольших клубах в Москве или даже в Питере, и даже собирали «не только одних друзей», хотя, конечно, чаще всего, наш зал был фирменно-андеграундно «скорее пуст, чем полон».) Барабанил на таких выступлениях Евгений Милишин.

Вот что-то такое мы тогда играли, «не по нотам», «с потолка»:

У басиста Алексея с друзьями оказалась крохотная комнатка-студия в центре Москвы, на которой можно было попробовать что-то записать, и не помню в каком именно летнем месяце 2009 года, в какие-то выходные мы отправились туда «попробовать что-нибудь записать». У меня был кусочек отличного мягкого пластилина, чтобы можно было размять пальцы в перерывах между импровизациями... В первый день, субботу, Алексей привлек на соло-гитару своего друга с позывным Эстель, не помню настоящих ФИО - он с нами не репетировал до этого... На точке стояла пара потрясающих ламповых гитарных комбиков ручной работы, которые отлично мягко заводились, даже «просто пели» с гибсоном или эпифоном... Но барабанная установка за которой сидел Костя и микрофоны которыми все снимали были просто ужасные, раздолбанные... Писали «одновременную основу с воздуха»: барабаны, 2 гитары и бас. Большая часть полотна пластинки - чистой воды спонтанная импровизация, психотропный джем, и только дописанный в воскресенье трип-хоповый «Институт Органической Химии» был чем-то более оформленным, ранее подготовленным...

Запись была такого качества что трудно было предположить что «из нее в принципе что-то может получиться»... Но мне очень хотелось с этим повозиться и я принялся начитывать звучавшие в голове стихи... У меня даже сохранилось фото старенького плохонького компьютера на котором я начинал работать с этим необычным звуком:

Дохлый комп на флету
Дохлый комп на флету

Мы сходили в студию поприличнее, в которой писали предыдущий альбом, и Аня тоже спела в паре треков. Потом очень-очень долго - многие-многие месяцы - Костя кропотливо накладывал свои многочисленные партии клавишных на всю эту сложную агогику живого драйва, проделал, конечно, просто удивительную работу. Чисто live остался только последний трек «Отходняк».

Кажется на форуме фестиваля «Пустые Холмы» [на котором, конечно же, нас никогда не выпускали на сцены], мне удалось зацепиться-затереть с настоящим мэтром и глубоким профессионалом - легендарным российским звукорежиссером Алексеем (Кот Матраскин) Денисовым [его, кажется, считали «серым кардиналом ПХ»]. И о чудо - он внезапно заинтересовался этим сырым, сложным, шероховатым звуком и предложил бесплатно для нас все это свести и отмастерить. Нам безумно повезло с этим. Видимо, его тронула непосредственность и свежесть, неконъюнктурность того что мы делали, он проникся и захотел помочь. Торопить, конечно, мы его никак не могли, поэтому наше удаленное сотрудничество продолжалось до декабря 2010 года, когда альбом наконец вышел. Но оно того стоило. Сочетание безудержного полета импровизации и аккуратной последующей работы со звуком, удивительная поэтика, драматургия, разнообразие оттенков синтетических звуков и шумов, акустических ландшафтов - лучше слушать, чем говорить... ))

Вот сохранились фотографии нашего выступление поздним утром [в нормальное время нас даже панки не выпускали )] на бомжехиппанковом фестивале «Чаша Всего» 2009, как раз тем составом людей, которые упомянуты в этой статье:

После завершения программы фестиваля я нашел у себя в типухе за пологом старенький цифровой фотоаппарат забытый кем-то из тусовщиков. На него можно было записывать короткие видео. Я начал снимать что-нибудь, отдельные образные фрагменты и потом соединял в компьютере, освобождая память для следующего сэмпла-кусочка. Таким образом получились первые клипы Kafedra:

«Бесконечное повторение (Колыбельная)» — в котором потеряли «дождик»:

«Вступление в невидимость»:

«Вступление в невидимость» было включено в сборник ретроспективы российской психоделики «Trip Wave: A Retrospective Collection Of Russian Psychedelic Progressive Music» вышедший на американском лейбле Trail Records, вот я с посылочкой с небольшим авторским тиражом дисков:

Я с посылкой от американского лейбла
Я с посылкой от американского лейбла

В дальнейшем наши творческие и жизненные пути с Костей разошлись на долгие годы. Я окончательно перебрался в Санкт-Петербург, и уже там сварганил атмосферный ауторемикс, несущий в себе признаки и импровизационной живой, и экспериментальной электронной музыки - из нравившегося мне удачного трека не вошедшего на альбом. Закольцованные краутовые остинантные паттерны из живого материала становятся драйвовой основой для искусственных шумов-мелодий и голосов синтезатора, на котором сыграл выдающийся химик-изобретатель Kroosh. Этот трек вышел отдельным синглом под брендом моего сайд-проекта «Former Psychonauts»:

Стоит, наверное, вывести мудрый поучительный итог из всей этой истории с третьим альбомом: что не так категорически важны дорогие студии, аппаратура и прочие стереотипные банальные фетиши, особенно если вам хочется создавать живой психоделической рок, делать оригинальный, собственный, необычный звук... В подобной музыке важно нечто другое... И, вероятно, не существует какого-то однотипного определенного рецепта, каждому необходимо подбирать ингредиенты самостоятельно, как говориться: «главное чтобы тебе самому нравилось»)))... Я еще обязательно расскажу о том что думаю обо всем этом, о том как мы еще записывали диски дальше, но сегодня - устал писать... И респект тому, кто дочитал все это гонзо до конца!)

Продолжение следует…