Если заметили, то все предыдущие статьи про разные виды наркоза, которые пытались изобрести и внедрить врачи в стародавние времена, описывали строго определенный тип веществ. Те, которые можно было вдохнуть (ингаляционный наркоз). Закись азота, эфир, хлороформ и т.д.
Это объясняется тем, что вплоть до 1853 года человечество не знало других способов введения веществ в организм, кроме как через рот, нос или, извините, задний проход. Способов ввести действующее вещество в нужном количестве прямо в кровь, в мышцу или хотя бы под кожу не было.
Еще 2400 лет назад Гиппократ пробовал для введения в вену использовать полую трубку с прикрепленным к ней мочевым пузырем свиньи. Но как-то этот медицинский прибор не получил должного распространения, и только в 1853 году два совершенно разных врача из разных стран одновременно изобрели настоящий шприц.
Француз Шарль Правас и шотландец Александр Вуд сделали свои первые шприцы из непрозрачного каучукового цилиндра, металлического поршня и стальной полой иглы. Так как шприц был непрозрачный, то для определения уровня жидкости мерные насечки делались не на корпусе шприца, как сейчас, а на поршне.
В 1894 году французский стеклодув Фурнье изготовил первый стеклянный вариант шприца, а поршень в нем был каучуковым. Шприц позволял впрыскивать содержимое сначала под кожу, а потом научились делать это и в вену. От немецкого слова «брызгать» шприц и получил свое название.
Изобретение шприца и возможность вводить внутрь организма лекарственные вещества в четкой дозировке открыли двери новым методам наркоза. В 1904 году русские ученые Сергей Федоров и Николай Кравков описали методику внутривенного гедоналового наркоза (его долго называли «русским наркозом»), положив начало развитию внутривенной анестезии.
Гедонал и пришедшие ему на смену барбитураты были трудноуправляемы и высокотоксичны, но использование снотворного в обезболивании и парентеральное (дословно «мимо кишечника», через инъекции) введение препаратов положили начало современному многокомпонентному наркозу.
Но самое главное, изобретение шприца позволило открыть совершенно новое направление — местную анестезию! И тут русские ученые и врачи были впереди планеты всей. В российском еженедельнике «Врач» 15 ноября 1884 года хирург Василий Анреп опубликовал статью «Кокаин как местноанестезирующее средство». Это был первый в мире отчет о клиническом использовании кокаина в хирургии глаза.
Учитывая, что все препараты для общей анестезии были жутко токсичными и сложно контролировались, местная анестезия, пусть и кокаином, была в разы безопаснее более старших методик. А с открытием в 1905 году хорошо всем известного новокаина (сокращение от «новый кокаин»), в разы менее токсичного, чем кокаин, местная анестезия стала воистину массовой и практически безопасной, если не считать довольно редкие случаи индивидуальной аллергии на этот препарат.
Врачи быстро научились под местной анестезией делать достаточно обширные операции, причем не только на конечностях, но и на органах брюшной полости.
Новокаин существует и по сей день, хотя уже давно имеются более современные и гораздо менее токсичные аналоги. Так мы и пришли к современной местной анестезии.