Найти тему
Джемма Варчева

Сирия. Ч - 2. Национальный музей Дамаска

В известном фильме Достояние республики, когда Миронов и Табаков попадают в банду, главарь Кваша предлагает Миронову с семи выстрелов разбить головы семи скульптурам, обещая за это, если тот не промахнётся, сохранить жизнь.

Миронов отвечает:

Вы образованный человек! По моему мнению, уничтожать произведения искусства это варварство!

Бандит парирует:

Вы ошибаетесь, милостивый государь, нет высшего наслаждения для интеллигентного человека чем уничтожить мировой шедевр!</p>

К моему большому сожалению, жизнь показывает, за столь жёсткой и, казалось бы бредовой фразой, что-то таки стоит

  • * *
  • Забрав нашу маленькую группу из отеля, водитель кружит по городу, после чего спускается к набережной реки Барада.
  • 1 из 4
  • Выходим из микроавтобуса возле ворот Национального музея. Я уже был здесь в далёком 2005 году. За 14 лет ворота не изменились. Война полыхала рядом с городом, однако снаряды сюда не залетали.
  • Гид по имени Номан покупает билеты, после чего мы оказываемся в тенистом парке. Помню, в прошлый визит внутри работала кафешка. Я с женой и дочерью сидел за столиком и пил кофе. За забором шумел Дамаск, но музейный дворик оставался оазисом размеренности и спокойствия.
  • В настоящем очередь, из желающих попасть в музей, не стоит. На момент открытия мы были единственными посетителями. Ну, а про кафешку остаётся только вспоминать.
  • Зато, что меня сразу обрадовало, на своём месте оказался древний стражник.
  • Он получил подкрепление в виде грозной парфянской воительницы, правая рука которой до нашего времени, увы, не дошла. Зато левая, как и много веков назад, по задумке скульптора продолжала держать дубину.
  • На прежнем месте оказались и каменные скамейки древнего амфитеатра.
  • Что остановило варваров ИГИЛ: солдаты Асада, российские ВКС, президент Трамп или древние Боги? Ответить затрудняюсь. В любом случае, столицу Сирии они не взяли. Национальный музей Дамаска, в отличие от Багдадского собрата, остался цел.
  • 1 из 3
  • Последний разграбили в момент вступления в город американских войск. В помещение ворвались люди с картами и схемами, прекрасно зная и понимая, что нужно брать.
  • В 2011 г. мне посчастливилось попасть в Национальный музей Багдада. На ту пору из Ирака выходили американские войска. Музей представлял печальное зрелище. Почти всё мелкое оказалось разворовано, тогда как экспонаты мощные и тяжёлые грабители не тронули.
  • В городе Грозный в Первую чеченскую Национальный музей Республики постигла та же участь. В последующем Рамзан Кадыров создал комиссию, которая отслеживает по миру всплывающие тут и там экспонаты, однако дело по возврату ценностей движется с трудом.
  • Вернёмся в Дамаск.
  • Мне, как посетителю, приятно было вновь осматривать собранные со всей Сирии скульптуры, мозаики и горельефы. 14 лет назад подобное казалось обыденностью, теперь же экспонаты представлялись настоящим чудом.
  • Сбор артефактов начался ровно 100 лет назад в 1919 году. В 1936 г. музей получил то оригинальное здание, которое мы видим по сей день.
  • 1 из 3
  • Главный вход воссоздан в виде ворот мусульманской крепости Каср аль-Хэйр аль-Гарби. Цитадель построена на фундаменте византийского монастыря и относится к эпохе Омеядов (727 г). Она сохранилась частично. Её ворота были разобраны по частям и перевезены в Дамаск, после чего замысловатые узоры и башни получили второе рождение.
  • На мой вопрос, почему правую сторону украшает звезда Давида? Гид ответил подобный знак обозначал в древности Плодородие и небесную Благодать. На территории Сирии его использовали не только евреи.
  • Заходим внутрь, предъявляя охранникам билеты. Сразу за столом секьюрити весьма печальный экспонат портик храма бога Баалы из Пальмиры. По сохранившейся фотографии архитекторы воссоздали его частичную гипсовую копию.
  • Напомню, 30 августа 2015 г. боевики ИГИЛ храм Баала взорвали. Через несколько дней нам довелось увидеть то, что от него осталось, тогда как в тот момент мы шли по галерее, где справа и слева работники музея развесили фотографии сирийских достопримечательностей, разделённые на до войны и после.
  • Я уж было подумал, ничего мы здесь теперь не увидим, ибо вынужденные переезды сохранности экспозиции никак не способствуют. К счастью я ошибся. Первый зал, куда мы попали, был посвящён античному и византийскому периодам. Его поделили на несколько комнат.
  • Первая порадовала хорошо сохранившимися блоками, где были представлены сценки из Библии. Одна из таковых показывала пришествие волхвов.
  • 1 из 2
  • Вторая комната никого из нас равнодушным не оставила. Её экспонаты, относившиеся к византийской эпохе, хотелось смотреть, ещё раз смотреть
  • и пересматривать.
  • Всё собранное нашли на территории Пальмиры, точнее на месте древних склепов и кладбищ.
  • Чем одна эпоха отличается от другой? В первую очередь обрядом захоронений. Когда Пальмира принадлежала Византии, знатных людей хоронили преимущественно в узких проёмах, закрывая дырку скульптурным изображением усопшего.
  • Склепы устраивались как под, так и над землёй. Последние представляли собой погребальные башни со множеством отсеков, куда закладывалось тело. Глядя на закрывающую каменную крышку, можно было понять, как выглядел усопший или чем он занимался. Воин изображался с оружием, учёный муж с книгой, караванщик верхом на верблюде.
  • В некоторых случаях знатных людей, если это была семья, хоронили в одной нише,
  • и мы теперь можем любоваться их скульптурным изображением.
  • Мне особенно запомнилась композиция под названием Последний совместный ужин. Грациозные муж и жена в последний раз вместе. Он держит чарку с вином. Она, приложив левую руку к голове, о чём-то думает. Завтра он уйдёт в мир иной, и позже она последует за ним. Чуть сбоку надпись на арамейском, на языке Иисуса Христа.
  • Главная изюминка музея точная копия склепа, найденного в пальмирской Долине гробниц и точь-в-точь сюда перенесённого. Усыпальницы сооружена купцом Ярхаи в 108 году, и использовалась в течении нескольких веков.
  • 1 из 2
  • Мы же, благодаря музейщикам, спускаясь на пару этажей вниз, можем представить, что находимся в самом настоящем склепе. В полутёмном ограниченном пространстве время остановилось. На тебя смотрят горельефы ушедших в иной мир. Люди из другой эпохи одеты соответствующе, но не это главное. Вглядываясь в скульптуры, пытаешься понять сущность человека и его характер, после чего невольно думается о бренности бытия.</p>
  • 1 из 2
  • Чуть выше массивная каменная дверь. Она являлась входом в усыпальницу. Массивная и тяжёлая громадина кажется незыблемой. Нет, это не так, у пальмирцев существовали свои секреты. Если налить воды в нижнюю выемку, на которой держится ось, дверь станет более сговорчивой.
  • Возвращаемся на верх и осматриваем следующий зал. Как он называется, не скажу, но выглядит он явно пустовато. Две большие мозаики на стенах, одна на полу, плюс пара скульптур.
  • 1 из 3
  • Надеюсь, в последующем музейщики добавят сюда ещё и ещё экспонатов.
  • Мы же переходим дальше. На стене большая фреска. Она попала в музей из античного города Дура-Европос на Евфрате. Древние художники донесли до нас какой-то обряд.
  • В прежние времена в музее можно было видеть другие не менее интересные картины. В настоящем в экспозиции одна единственная фреска.
  • (Ради справедливости отмечу, напротив первой ещё одна фреска меньших размеров. Но я так и не понял, относится ли оная к данной теме или нет?)
  • Синагога Дура-Европос предстала миру<em> после раскопок 1932 1935 годов под руководством историка М. И. Ростовцева. Знаменита своими хорошо сохранившимися фресками на библейские сюжеты, которые свидетельствуют о том, что ветхозаветный запрет на изображения людей в III веке соблюдался не всеми еврейскими общинами.</em>
  • <em>Здание синагоги было построено в 244 245 годы, о чём свидетельствует найденная при раскопках надпись на арамейском языке. Другая надпись на греческом сообщает, что её основателем был старейшина евреев Шмуэль бен Иди.</em>
  • <em> Синагога располагалась рядом с городской стеной, и в 256 году при строительстве укреплений против войск Сасанидов с неё была снята крыша, а здание засыпали песком. Это и позволило сохраниться её фрескам, когда город после захвата Сасанидами был заброшен.</em>
  • <em> После начала гражданской войны в Сирии в 2011 году, на спутниковых снимках виден кратерный пейзаж внутри кирпичных стен города. Более 70% территории были раскопаны и разграблены мародёрами с целью финансирования Исламского государства.</em>
  • Помню, когда в детстве слушал монолог Аркадия Райкина про Греческий зал, всегда смеялся.
  • Теперь же, спроецировав ситуацию на подобный зал в Дамаске, ничего забавного не вижу. Обшитую золотом сбрую для коня, древнегреческую скульптуру и даже горб мы вполне могли бы и не увидеть.
  • 1 из 3
  • А между тем экспонаты принадлежат не только сирийцам.
  • Они культурное достояние всего человечества:
  • и консоль колонны, и Геракл борющийся со львом, и древний атлет, и женские тела неизвестно кому принадлежавшие.
  • 1 из 6
  • Грозная богиня Афина подняла вверх правую руку, замахиваясь на врага то ли копьём, то ли давно исчезнувшим мечом.
  • <em>В 64 г. до н. э., после победы Помпея над Митридатом VI и Тиграном II, Сирия сделалась римской провинцией, причём к ней была присоединена и Иудея. Римские проконсулы всячески добивались управления Сирией.</em>
  • В музее представлена усыпальница римского патриция. Он вверху на крышке саркофага, по бокам изображения битв и баталий, в которых участвовал патриций.
  • К моему большому сожалению, мне не удалось разобраться с отдельными экспозициями, кто на них изображён и что они обозначают.
  • Что касается артефактов мелких, в музее их совсем чуть-чуть. Будем надеяться, со временем таковые появятся в больших объёмах.
  • В настоящем в музее представлены не все периоды. Закрыт исламский период, а также средневековье. По прошлому визиту помню, они были не менее интересными. Попав домой и изучив путеводитель, пришло понимание, что не увидели глиняных табличек Угарита, обозначающих первый в мире алфавит.
  • Оказавшись на улице, мы с удовольствием прогулялись по парку,
  • 1 из 7
  • рассматривая скульптуры.
  • 1 из 3
  • Уличные экспонаты в некотором роде уступали в красоте своим комнатным собратьям.
  • 1 из 3
  • Безжалостное время античное искусство пощадить не пожелало.
  • Плюс, в отличие от зала, многое не имело пояснительных табличек.
  • 1 из 3
  • Положения не мог исправить даже гид, не владевший арамейским. Для меня так осталось загадкой, что обозначал жест человека, поднявшего вверх руки, словно он сдавался в плен?
  • Второй момент, я так и не выяснил судьбу льва? Примерно такого же зверя я видел в Вавилоне.
  • Зато не требовали каких-либо пояснений саркофаги,
  • последние приюты людей разных эпох, проживавших на территории Сирии.
  • 1 из 4
  • Помню, по ТВ показывали сюжет, как в Ракке два бородатых игиловца разбивают кувалдами скульптуры. Страшно подумать, что было бы, если бы они взяли Дамаск
  • Возможно кто-то посчитает музей и его экспонаты слабым и примитивным. Для меня же, то что они остались целы, является маленьким счастьем или чудом (не знаю, какое подобрать слово).
  • 1 из 2
  • Впереди у музейщиков большая работа по расширению экспозиции.
  • Пожелаем им успеха!
  • Национальный музей Дамаска жив, и попасть сюда можно вполне свободно.
  • В Сирии мне неоднократно вспоминался знамениый лозунг Но пасаран Они не пройдут!
  • И они действительно не прошли!
  • Продолжение Сирия. Ч 3. Мечеть Омейядов