Найти тему
Товарищ Брутто

На поверхности протеста

Общался недавно с коллегой – человеком диаметрально противоположных со мной взглядов, при этом неглупым, любящим и умеющим думать. Разговор зашел о массовых протестах. Начался с хабаровских событий, затем перешел на более общий уровень.

Коллега высказал мнение, что протестные массы состоят из бездельников, которым нефиг делать. Им лишь бы побузить, неважно против чего. Прозвучала и сакраментальная фраза: «Вот я, например, работаю, мне протестовать некогда». Я, будучи человеком тактичным и воспитанным, удержался от язвительного ответа: «Вам протестовать и незачем». Поясняю: у коллеги весьма приличная по российским меркам зарплата, в несколько раз превышающая среднюю по стране.

Нет, если честно, уровень наших взаимоотношений вполне позволял мне подобный выпад, но разговор перешел бы в шутливую пикировку, а мне хотелось поговорить серьезно.

Частично коллега прав. Достаточно крупный протест действительно включает в себяподобную категорию людей. Как и много других, в том числе не самых приятных. Массовый, реально массовый протест можно сравнить со снежным комом, который катится по улице. По обычной такой, не идеальной, не отмытой шампунем улице. С частичками пыли, грязи, с мусором… Это все налипает на снежный ком, в результате он отнюдь не выглядит белоснежным.

Аналогия, думаю, понятна. Улица – это наше общество, состоящее не сплошь из прекрасных и чистых душой личностей. Вот и облепляют митинги и демонстрации разного рода фрики, маргиналы и прочие, так сказать, асоциальные элементы. Они – просто манна небесная для той силы, против которой собирается протест. В наиболее частом случае – для власти. Их так здорово поймать в объектив фотоаппарата или телекамеры! А уж если взять у них интервью!..

Это стандартный, отработанный и многократно апробированный прием. Ничего нового и придумывать не надо, потому что это работает. Пипл хавает. По налипшей грязи судит о снежном коме. Не давая себе труда задуматься, что в любой даже случайно выбранной тысяче человек наверняка найдется и скучающий бездельник, и не вполне адекватный человек, и просто дурак.

Конечно, более умелые журналисты на этом не останавливаются. «Жертву» они выискивают тщательно. Особая удача – иностранец среди протестующих. Пожалуйста, вот вам американский (украинский, грузинский, израильский – нужное подчеркнуть) след!

Как советовал Козьма наш Прутков, зрить нужно в корень. Разбираться в сути протеста, а не бросать беглый взгляд на поверхность. (Тем паче, когда это не ваш взгляд, а специально обученных людей со специально поставленной задачей.)

Я не льщу себе надеждой, что все прочитавшие эти строки сразу изменят свое восприятие действительности на более критическое. Нет, конечно. Но… вдруг один из ста? А? Тогда я писал эту заметку не зря. Вот и коллега после разговора со мной задумался.

Прошу понять меня правильно. Я вовсе не пытаюсь любой протест априори объявить благом. Ни в коем случае. Я не считаю, что протестующие всегда правы. Ни в коем случае. Я не утверждаю, что все требования на массовых акциях справедливы. Ни в коем случае.

Каждый массовый протест требует отдельного рассмотрения. И даже каждое требование на каждом протесте. Но… рассмотрения, понимаете? У нас же в стране очень большое число людей, науськанные средствами массовой дезинформации, автоматом любой протест готовы объявить Злом. А всех протестующих – баранами, которых на улицы вывели кукловоды. Слова-то даже у всех одинаковые…

А завершил я беседу с коллегой вопросом, который остался без ответа. Сумела бы человеческая цивилизация выйти из рабовладельческого строя, если бы людей, готовых протестовать, не было вовсе? Если бы каждый, абсолютно каждый говорил: «Я работаю, мне протестовать некогда».