Найти тему
MovieDestroyer

Маяк и феномен мистицизма

Два главных страха

Мистицизм в киноискусстве раскрыт задолго до Маяка, начиная от Психо и заканчивая культовым Шестым чувством. Два главных страха человека - неотвратимость и незнание, проще говоря и объединяя - смерть. Маяк идеализирует и переводит на первый план эти чувства, для персонажей это незнание, для нас же - неотвратимость. Уже на вступлении появляется загадочность, а вместе с тем и погружение зрителя в атмосферу фильма.

Персонажи фильма прекрасно осознают своих главных врагов - это и есть они сами, а нарастающее напряжение только сводит с ума. Для сравнения можно взять Танатофобию, страх смерти с навязчивыми мыслями и доведением себя до безумия. Так происходит и с персонажами фильма, которые погружаются в свои мысли всё глубже. И тут на первый план выходит мистика - чайки, свет маяка и незнание, что делать дальше.

Кадр из фильма Маяк (2019)
Кадр из фильма Маяк (2019)

Переосмысление жанра ужасов

Ужасы - постепенно умирающий и теряющий свою актуальность жанр, который сейчас входит в новую эру, новую эпоху. Полное переосмысление жанра дало нам такие тихие шедевры, как Оно преследует, Реинкарнация, Паранормальное и Ведьма. Ведьма - гнетущий и сводящий с ума фильм, в котором нет скримеров (резких моментов), только безумная атмосфера и страх неизвестности. Низменные чувства - прямой путь к сердцу зрителя.

Именно страхом неизвестности так яро манипулирует режиссёр Ведьмы, продолжая и развивая эту тему в Маяке. Маяк с самого начала выглядел многообещающе, благодаря дуэту двух мэтров последнего времени - Дефо и Паттинсона. Позже появляются новости о чёрно-белой съемке, страхе на площадке, о том, как Паттинсон мочился под себя, а Дефо ел грязь. Всё это - закономерность, хочешь сыграть хорошо - сойди с ума.

Кадр из фильма Маяк (2019)
Кадр из фильма Маяк (2019)

Грань безумия

Грани безумия в Маяке нет - зрителя вводят в транс с самого вступления, неторопливо завораживая звуками Маяка. Фильм сводит с ума каждый секундой, каждая деталь и каждый элемент вводят в безумие и страх происходящего. Крики чаек, актёры, антураж, чёрно-белая съемка и само место действия - остров. Гнетущая атмосфера постепенно увеличивается, в зависимости от состояния самих персонажей и времени на острове.

Жизнь в одиночестве, без женщин и в полной скуке не главная проблема — герои постоянно ссорятся между собой. Тот самый страх неизвестности проявляется в галлюцинациях (или же нет?), а отсутствие выхода пугает ещё сильнее. Оказавшись одни на далёком от цивилизации острове героев поглощают их страхи, доводя до финала. Концовка это отдельный объект обсуждений, но лишь после того, как у зрителя уйдет ком из горла.

Кадр из фильма Маяк (2019)
Кадр из фильма Маяк (2019)

Эстетика ужаса и превозмогающие актёры

Дефо и Паттинсон, без пафоса и прочего, отыграли в Маяке лучшие роли за всю карьеру. Да, у Дефо потрясающих ролей было много, Паттинсон блистал в Хорошем времени, где вернул веру в себя у каждого киномана. Но то, как в их глазах горело безумие, как они повторяли опыт Хита Леджера, это опыт, который останется с ними навсегда. Главное - они передали то, как человек перевоплощается, подтвердят любые психологи.

Сводят с ума и зрителя, вводя в заблуждение и манипулируя пониманием происходящего. Всё это безумие подкрепляется одной из лучших операторских работ 2019, да и 2020 года тоже. Каждый кадр вызывает эстетическое наслаждение, но и страх, идущий изнутри - низменные чувства. Главная суть переосмысления современных ужасов - достать из зрителя тот самый первородный страх, что Маяк успешно делает.

Кадр из фильма Маяк (2019)
Кадр из фильма Маяк (2019)

Вывод

Страх неизвестности и неотвратимости — самые глубокие страхи, идущие за нами с рождения и до самого конца. Именно эти страхи вызывает Маяк, картина, которая останется в памяти, пропитанная манящим безумием и гнетущей атмосферой. Ради сходящих с ума прямо в кадре Дефо и Паттинсона, ради операторской работы и эстетики чёрной белой съемки стоит пережить этот опыт с ними, главное не остаться на острове.

И самое главное — жанр ужасов оживает с каждым годом и Маяк тому подтверждение, столь сильный и самостоятельный фильм. Аналоги найти очень сложно, разве что сравнивать с ранними работами Дэвида Линча, да и то с большой натяжкой. Пусть страхов хватает нам и в реальной жизни, но такие фильмы нужны - они от этого отвлекают. К тому же, дело Лавкрафта и его коллег по цеху должно жить, напоминать, кто мы есть.

Итог: 8.5\10