Найти тему
В помощь учителю

Профилактика и коррекция психического выгорания учителейначальных классов с помощью музыкальных средств

1-й Тип. Учителям с высоким уровнем психического выгорания свойственно на поведенческом уровне проявлять реакцию избегания (ухода), т.е. отказываться от прослушивания музыки. Аффективный компонент переживания значительно преобладает над когнитивным, аффекты имеют либо резко негативную, либо позитивную окраску на фоне рационализации. При резко негативной реакции, как правило, учителя, ассоциируют музыку с «шумом», ненужным раздражителем и др.; при позитивной реакции они пытаются объяснять, почему данную музыку «можно слушать» и обозначают внешние её качества, например: «не мешает работать», «привычная, где-то слышала», «можно не выключать» и др.

2й Тип. Поведение учителей со средним уровнем психического выгорания отличается ориентацией на социальное одобрение, которое выражается демонстративностью или приспособительностью. Когнитивный компонент переживания явно превосходит аффективный, в целом преобладает либо критическая, либо шаблонная оценка. Например: «классическая музыка – это хорошая (полезная) музыка», «заниматься музыкотера пией – полезно для здоровья» и др.

3й Тип. Учителя с низким уровнем психического выгорания проявляют инициативность, экспрессивность и креативность. Характерной их чертой является то, что они «не устают» от процесса прослушивания любой музыки. Как правило, они остаются на обсуждение после занятия (не торопятся домой). С ними легко выстраивается интерактивная обратная связь, например, они приносят навеянные прослушанной музыкой спонтанные сочинения, рисунки, стихи и др. Соотношение аффективного и когнитивного компонентов переживания в процессе восприятия является пропорциональным и взаимообусловленным. Учителя этого типа демонстрируют открытость переживаниям, используя следующие выражения: «я словно парила в этой музыке», «у меня нет слов, чтобы описать свои чувства» и др.

В условиях образовательного учреждения преимущества использования музыкального воздействия в психокоррекционной работе с учителями заключаются в том, что выбор музыкального репертуара не имеет строгих ограничений. Музыка представляется наиболее удобным стимульным материалом в психокоррекционных мероприятиях в плане минимального использования вербальных средств, что также является важным фактом, так как профессия педагога высоко вербализирована. Предпочтение педагогами музыки как психологического средства воздействия является более приемлемым, максимально исключающим активизацию предварительных страхов и предрассудков по поводу «нежелательного вмешательства» в субъективный образ «Я».

Опыт использования музыкальных психологических средств воздействия, направленных на профилактику и коррекцию психического выгорания учителей, показал, что данные средства, с одной стороны, являются эффективными инструментами для использования психологами сферы образования, с другой стороны – расширяют багаж научных исследований в области практической психологии. На основании вышеизложенного можно сделать следующие выводы.

1. Музыкальное воздействие как психологическое средство обладает возможностями фасилитировать аффективно-когнитивные процессы психики; диагностировать актуальные потребности и ценности личности (через ассоциации); конструктивно влиять на формирование актуально-ценностной сферы личности и позитивный образ «Я».

2. Качество восприятия музыки имеет связь с динамикой развития психического выгорания.

3. Эффективность психопрофилактики и психокоррекции психического выгорания учителей начальных классов с помощью музыкальных психологических средств воздействия определяется с учётом индивидуальных особенностей развития актуально-ценностной сферы личности.

Вконтакте