Найти тему
Мозг всему голова

Почему подростки такие нервные, импульсивные и нелогичные? Научное объяснение

Эту статью я написала не для того, чтобы подпитывать стереотипы о подростках. Им и так достается по жизни. Я просто расскажу о том, чем отличается мозг подростка от мозга взрослого человека. А отличия, уж поверьте, есть. Для неверующих специально припасла научно доказанные факты. Поехали!

pixabay.com
pixabay.com

Для начала поясню, какой возраст я имею в виду, когда говорю "подросток" с биологической точки зрения. Это приблизительно от 10 до 27 лет. Такой разрыв связан с тем, что мы все разные, с разным строением, разной генетикой, разной скоростью развития.

Теперь про мозг.

Мозг 17-летнего подростка отличается от мозга 37-летнего тем, что у первого еще не до конца сформирована лобная доля. Наш мозг полностью формируется как раз к 25-27 годам (разные ученые приводят разные цифры). И лобная доля формируется в последнюю очередь.

За что же отвечает лобная часть мозга:

  • За принятие решений, планирование и стратегическое мышление
  • За критическое мышление
  • За эмоциональный интеллект
  • За силу воли

Список большой, но суть вы поняли. Именно лобная доля отвечает за те сложные, но нужные действия, которые ведут нас к нашим целям.

Повторюсь, эта часть мозга не так развита у подростков.

"Наверное, потому что серого вещества у подростков не так много", - скажете вы. И будете неправы! Очень неправы.

У эмбриона, а потом ребенка, а потом и подростка нейронов и нейронных связей намного больше, чем у взрослого человека.

Немного наглядности. Посмотрите на это фото. Здесь мне 9 лет и у меня очень много нейронов и нейронных связей.

-2

А теперь посмотрите на это. Тут мне уже 29 лет и нейронов намного меньше.

-3

Хотя голова тут у меня больше... Так в чем же дело?

Сейчас я скажу ну совсем абсурдную вещь, но это факт: в процессе взросления наши нейроны погибают.

Спокойно, не паникуйте! Все объясняется просто. Уже во время последних стадий развития эмбриона(!!) все нейроны мозга существуют в очень высококонкурентной среде: самые "сильные" нейроны мигрируют, занимают свои позиции и образуют крепкие связи с другими нейронами. То же самое происходит в лобной части мозга у подростка. "Нейроны-слабаки" же, не выдержав конкуренции, умирают.

При этом оставшиеся нейроны и нейронные связи работают намного эффективнее, чем когда их было много. Вспоминается фраза "Важно не количество, а качество". Это именно тот случай.

Именно поэтому взрослые по сравнению с подростками лучше управляют своими эмоциями, понимают других, планируют и принимают решения. У взрослых,например, лучше получается понять иронию, чем у подростков.

И последнее. В Университетском Колледже Лондона было проведено интересное исследование о принятии рискованных решений. Когда нужно принять какое-то безрассудное решение, подростки "используют" свою лобную долю гораздо реже взрослых. Приведу пример диалога исследователя с подростком, участвовавшим в эксперименте:

Ученый:"Какова вероятность того, что ты попадешь в аварию, если будешь вести машину пьяный?"

Подросток: "Один шанс на триллион"

Ученый: "Вообще-то, вероятность аварии в такой ситуации 50 на 50. Что скажешь теперь, каковы твои шансы?"

Подросток: "Блин, ну мы же обо мне говорим. Один шанс на триллион"

Взрослые при таком же разговоре чаще меняют свою точку зрения и уже не такие самоуверенные, когда им приводят статистические данные.

Конечно, тут надо иметь в виду, что я привожу средние показатели. Это не означает, что все подростки плохо управляют собой, а взрослые все такие замечательные и осознанные. Но каждый конкретно взятый человек в сравнении с молодой версией самого себя (а не другого) намного сознательнее и разумнее. По крайней мере с нейробиологической точки зрения.

Подписывайтесь на канал, чтобы не пропускать других фотографий из моего детства (а если серьезно, то я тут про нейронауку пишу💪, присоединяйтесь).

Подробнее об этой теме вы можете прочитать в книге нейробиолога Роберта Сапольски "Биология добра и зла. Как наука объясняет наши поступки".

Наука
7 млн интересуются