Найти в Дзене
Юрий Пашолок

Ижорская бронеполуторка

Импровизированный бронеавтомобиль ЗП конструкции Ижорского завода
Самым массовым грузовым автомобилем Красной Армии военного периода являлся ГАЗ-АА. Всего к началу Великой Отечественной войны в Красной Армии имелась 151,1 тысяча автомобилей данного семейства, еще 66 тысяч поступило с ГАЗ им. Молотова во время войны. Это не считая тех "полуторок", что были изъяты из народного хозяйства. Даже

Импровизированный бронеавтомобиль ЗП конструкции Ижорского завода

Самым массовым грузовым автомобилем Красной Армии военного периода являлся ГАЗ-АА. Всего к началу Великой Отечественной войны в Красной Армии имелась 151,1 тысяча автомобилей данного семейства, еще 66 тысяч поступило с ГАЗ им. Молотова во время войны. Это не считая тех "полуторок", что были изъяты из народного хозяйства. Даже поставки по ленд-лизу не сбросили ГАЗ-АА с пьедестала почета, она так и осталась главным грузовиком. Надо сказать, что к "полуторке" имелась масса претензий еще до войны. Предполагалось, что в 1941 году ее в производстве сменит ГАЗ-63 (первый автомобиль с этим названием), но сначала у ГАЗ оттяпали цех по производству моторов ГАЗ-11, а потом началась война. Так что воевать пришлось на том, чего имелось в наличии.

Полубронированный автомобиль ЗП, эскиз Ижорского завода.
Полубронированный автомобиль ЗП, эскиз Ижорского завода.

Несмотря на то, что возможности ГАЗ АА, с точки зрения нагрузки, были ограничены, первые случаи установки на машину бронированной кабины были зафиксированы еще в советско-финскую войну. Совершенно внезапно документы по этой полубронированной машине сохранились в отделе изобретений ГАБТУ КА, о ней как-нибудь потом поговорим. А сейчас стоит поговорить о тех броневиках и импровизированных боевых машинах, что строились в Ленинграде. часть из них являлась чистой войны импровизацией, но имелась и машина, которая представляла собой вполне серийный аппарат, даже со своим индексом. Называлась она ЗП, то есть зенитно-пулеметная.

ЗП в Ленинграде, осень 1941 года.
ЗП в Ленинграде, осень 1941 года.

Как я уже писал в недавней статье, в начале июля 1941 года группа конструкторов НИИ-48 (он же Броневой институт, данное обозначение использовалось и летом 1941 года) предложило выпускать полубронированные автомобили на шасси ЗИС-5. Вместе с предложением был построен и опытный образец такого бронеавтомобиля, получившего индекс ПБ. 8 июля 1941 года Военный Совет Северного Фронтиа дал отмашку серийного производства данных броневиков. Сначала заказ составил 20 штук, а далее последовал более крупный заказ - на 150 броневиков. Примерно в это время и появился другой полубронированный автомтобиль - на шасси ГАЗ-АА. Сначала он проскакивал в переписке как "автомашина ГАЗ-АА под пулеметные установки, но на эскизе Ижорского завода, а также в отчете завода за сентябрь-декабрь 1941 года фигурирует "Бронемашина ЗП". ЗП означало "зенитно-пулеметная".

Вариант с пулеметом Максим в бронированной установке
Вариант с пулеметом Максим в бронированной установке

На Ижорском заводе трезво оценивали возможности шасси ГАЗ-АА. Как базу для противотанкового орудия оно точно не подходило, посему было решено ставить на грузовик спарку авиационных пулеметов ДА. Они использовались и для борьбы с воздушными целями, и для ведения огня по наземным целям. При этом концепция броневой защиты была похожа на ПБ. Броней полностью закрывалась кабина и капот, а кузов прикрывался спереди и частично с бортов. Конструкция броневой защиты выглядела более примитивно, нежели у ПБ, но и запас прочности у шасси оказался ниже.

Разбитый бронеавтомобиль ЗП, август 1941 года.
Разбитый бронеавтомобиль ЗП, август 1941 года.

Сколько точно было сделано бронемашин модели ЗП, сказать сложно. В справке инженеров завода №264 Красильщикова и Немчинского, которые предлагали бронетрактор на шасси СТЗ-5, говорилось о том, что за июль 1941 года Ижорский завод построил 300 броневиков модели ЗП и ПБ. Первый заказ на ЗП (80 машин) проскакивает в августе 1941 года, но это явно не первая партия. Дело в том, что уже в августе 1941 года эти броневики воевали на Калельском и Ленинградском фронтах. Причем в августе 1941 года несколько (минимум две) бронемашин ЗП было захвачено финнами в рабочем состоянии. Они тут же оказались включены в состав финской армии, но уже как тягачи противотанковых пушек. Участвовали они и в параде финской армии в Петрозаводске. Вероятнее всего, выпустили ЗП примерно столько же, сколько и ПБ - 200-250 штук. Прекратили их выпускать в сентябре 1941 года, когда фронт подошел вплотную к Колпино. На этом выпуск броневиков на Ижорском заводе прекратился, но аналогичные работы в Ленинграде продолжались.

Трофейный ЗП в составе финской армии, уже как артиллерийский тягач, парад в Петрозаводске [SA-KUVA]
Трофейный ЗП в составе финской армии, уже как артиллерийский тягач, парад в Петрозаводске [SA-KUVA]

Подобно ПБ, бронемашины ЗП шли, прежде всего, в состав ЛАНО, для которой и проектировались. Характер боевых действий оказался таким, что большинство ЗП было потеряно в первый год войны. Уцелевшие бронемашины продолжали воевать, в том числе, и в составе 55-й армии, оборонявшей Колпино. В сентябре 1941 году частям армии передали 32 броневика модели ЗП и ПБ, это были последние машины данного типа, выпущенные на Ижорском заводе. Не все броневики получили пулеметное вооружение - судя по всему, часть ЗП применялась как бронетранспортеры. Также известен вариант с пулеметом Максим в импровизированной полубашенной установке. Увы, ни одной бронемашины данного типа не сохранилось, хотя иногда ее остатки проскакивают в находках поисковиков. Даже истинного обозначения этой машины как-то не встречалось, иногда ее, как и ПБ, именуют как "ИЗ", то есть Ижорский Завод. Что есть неверно.

Тактико-технические требования на "броневую площадку", здорово напоминающую по конструкции ЗП. Правда, подобных броневиков строить не стали.
Тактико-технические требования на "броневую площадку", здорово напоминающую по конструкции ЗП. Правда, подобных броневиков строить не стали.

Напоследок стоит отметить, что в ГАБТУ КА, к 20 августа 1941 года, были подготовлены тактико-технические требования на аналогичную ЗП бронемашину. Она, правда, предназначалась для перевозки бойцов, и именовалась бронеплощадкой. Впрочем, дальше требований дело не пошло. Зато в Ленинграде изготовили некоторое количество крайне любопытных конструкций.

Источники:

ЦАМО РФ

РГАКФД

ЦГА Спб

Фотоархив автора

SA-KUVA