6 июня 2020 года, суббота. Вы помните, что это был за день? Забыли… эх, вы! Это же первые выходные в Москве после снятия самоизоляции! «Великий московский кормчий», разрешил нам, наконец, гулять в парках. Да, нужно, предварительно, одеть перчатки, маски, бахилы, противогазы, общевойсковой защитный костюм и протереться спиртом (шутка), но, зато можно гулять на свежем воздухе. И народ рванул в парки.
На велотрассе на Крылатских холмах настоящее столпотворение: люди едут на велосипедах, самокатах, лыжероллерах, роликовых коньках, бегут, идут спортивной ходьбой, просто гуляют (в одиночку, парами, тройками, группами), мамы восторженно толкают коляски с восторженными малышами, бегают дети, лают собаки – в общем, настоящий спонтанный и искренний праздник спорта, здоровья, жизни, и свежего воздуха.
Погода - настоящая летняя, солнце печет, градусов 26, ветра нет, асфальт пышет жаром. Я бегу по малому кругу велотрассы (4,5 км), уже подбираясь к финишу. Пот заливает глаза, футболка прилипла к телу, икры немного гудят, но, господи, как же хорошо бегать на свежем воздухе! Я уже вижу стоянку автомашин, остается метров 300, и я решаю ускориться, и-и-и…. погнали…
СТОП, что это там на повороте?? Кто-то стоит или ползает на четвереньках на краю асфальтовой дорожки… Я сбрасываю темп и пытаюсь рассмотреть, что там впереди: точно, один «кто-то» в белом стоит на четвереньках, рядом с ним другой «кто-то» сидит на корточках. Быстро мелькают мысли: какие-то чудаки занимаются йогой прямо на дороге? Пьяные? Просто чудят от радости и свежего воздуха? Пранкеры? Кому-то плохо? Но если плохо, почему мимо спокойно идут люди, едут велосипедисты, вон прошел мужик с теткой и двумя детьми, и никто особо внимания не обращает… Ладно, сейчас сам все увижу, бегу, остается 100 метров, 50, 20, 10… да, елки палки…@@@@@ !!! На асфальте стоит на четвереньках женщина в белой рубашке, лет 50-60, голова наклонена вниз, а из ее носа, мощно, в две струи, на асфальт льет ярко-алая пенящаяся кровь. Крови много, она уже течет тонким ручейком вдоль края дороги. Рядом с женщиной, на корточках сидит мужчина, лет 30-40, лицо мертвенно бледное, он что-то пытается сказать, но, похоже, сейчас он сам отключится. И, рядом с этим фонтаном крови невозмутимо проходят люди, проезжают велосипедисты… картина маслом.
Подбегаю, дыхание сбито, по рту пересохло, говорится с трудом. Начинаю стандартную фразу: «Простите, вам помочь…» и сразу обрываю ее, потому, что необходимость помощи очевидна. Для меня очевидна, для других, проходящих мимо, вероятно, не очевидна. Действительно, подумаешь, человек истекает кровью прямо на дороге, что тут необычного…
- Здравствуйте, я доктор, что случилось?
Женщина поднимает голову (лицо грязное, лоб разбит, брови разбиты, нос сине-красный и распухший, кровь льет из него ручьем): «Я споткнулась и упала… прямо лицом об асфальт…»
- Когда, сколько времени прошло?
- Наверное, минут пять…
Блин, пять минут прошло... ни одна зараза, из проходивших мимо, даже не остановилась... Никто не вызвал скорую, не сообщил в полицию. Ладно. Смотрю на залитый кровью асфальт, наверное, вытекло стакана полтора, уже прилично, и уже опасно…
- Так, слушайте меня внимательно. Успокойтесь. Сядьте ровно, да, прямо на асфальт садитесь. Спину ровно, голову не опускайте!
- Да я же рубашку белую испачкаю!! (Вот женщины дают, пипец… главное рубашку не запачкать).
- Да бог с ней, с рубашкой! Садитесь. Так. Теперь, зажмите нос рукой, прямо пальцами сдавите, плотно сожмите. Рот откройте широко, дышите. Хорошо. Не отпускайте нос, не наклоняйте голову и не запрокидывайте назад. Просто держите ее ровно. Дышите спокойно. Можете дышать???
- Угу.
- Так, мужчина, вы ей кто?
- Я сын.
- Отлично. Садитесь сзади нее, спина к спине, чтобы она могла на вас облокотиться. Отлично. Согните ноги, упритесь ей в спину. Держите ее вашей спиной, ей должно быть удобно.
- Женщина, вам удобно?
- Угу.
- Так господа. Сидите. Сейчас добегу до машины и найду что-то подручное. Буду через минуту.
Бегу к машине. Теперь всем уже интересно, люди наблюдают за происходящим, рядом останавливается велосипедист – на лице живейшее любопытство: «Ты доктор? Блин, круто, а что сейчас будет?» Я проглатываю, то, что хотел сказать в ответ и бегу к своему авто.
Так, маска, куча перчаток и влажные антибактериальные салфетки есть (спасибо карантину). Аптечки в машине нет (вот так, блин, получилось), но, в бардачке, спасибо, о Великий Макдоналдс – пачка чистых бумажных салфеток и бутылка минеральной воды. Так, еще какой-нибудь целлофановый пакет… есть! Супер! Бегу обратно, надевая, на ходу, маску и перчатки.
Ну вот, я почти доктор, в маске и перчатках, потный и мокрый с ног до головы, в мокрой футболке, бутсах и красных шортах – спасатели Малибу просто отдыхают…
Так, что мы видим? Господа пострадавшие сидят ровно. У женщины уже остановилась кровь, она, конечно, бледновата, но, как говорится, бывает и хуже.
- Замечательно. Сейчас мы вам затампонируем нос.
Я тщательно мну в руках бумажную салфетку, отрываю от нее кусок, и сминаю - скручиваю его в мягкий тампон.
- Так, отпускайте нос, дышите ртом глубоко, голову не опускайте. Я буду вводить тампон в ноздрю, если будет больно – сразу… мычите...
- Угу.
Я осторожно, медленными вкручивающими движениями, ввожу тампон в одну ноздрю. Есть.
- Не больно, дышите нормально?
- Угу.
Повторяем процедуру с другой ноздрей. Отлично. Теперь смачиваю салфетку водой из бутылки, осторожно смываю засохшую кровь с лица. Оцениваю ущерб: основной удар пришелся на лоб и брови, кожа разбита и отечна, синяки, но переломов нет. Нос, опухший, но тоже, вроде целый.
- Я сейчас осторожно пальцами прощупаю вам лоб, брови и нос. Буду немного надавливать. Если будет больно, сразу скажите.
Медленно и осторожно прохожу пальцами по лбу, бровям, перехожу на переносицу… Легко надавливая пальцами, чуть-чуть пытаюсь подвигать нос влево-вправо… Слава богу, хруста нет, патологического смещения нет, боли нет… Нос не сломан…
- Так, откройте рот.
Зубы целы, язык розовый. Потрогал пульс, немного слабоват и учащен, но ровный. Зрачки нормальные, взгляд осмысленный.
- Попейте водички немного, глотаете свободно? Дышите свободно? Голова не кружится? Не тошнит? Темные пятна перед глазами не бегают? Видите меня хорошо, слышите хорошо?
- Все хорошо.
- Так, теперь спокойно, минут 15 сидите, можно пить водичку чуть-чуть. Разговаривать не нужно. Через 15 минут, поменяйте тампончики в носу на чистые – вот вам салфетки. Глубоко в нос не засовывайте. Если кровь из носа не идет, осторожно пытаетесь встать. Мужчина, вы обязательно страхуете ее. Если все нормально, то идете до машины, я так понял, она рядом?
- Да.
- Хорошо. Сколько вам до дома ехать?
- Минут 20-30. Мы тут недалеко, на Кутузовском живем.
- Хорошо. По дороге остановитесь около любой палатки с мороженым, купите, заверните в пакет и приложите ко лбу и к носу. Дома также можно холод приложить через полотенце или салфетку. Поскольку сотрясение в любом случае было – нужно вызвать врача на дом, или в травмпункт съездить. Я, правда, даже не знаю, сейчас с этим «ковидом», приедет ли кто-нибудь на дом…
- У нас есть свой врач, он приедет, если что.
- Отлично. Сидите и ждите 15 минут. НО, в любом случае, если при попытке встать, голова закружится, или плохо себя почувствуете, или кровь пойдет, тогда остаемся на месте и вызываем скорую сюда. Я минут 15-20 побуду здесь рядом с вами, если что – зовите.
- Мы поняли. Спасибо доктор.
- Да ладно, не за что. Как вас угораздило то???
- Да я на птичку засмотрелась, а тут бугор на асфальте, я и … Мы специально сегодня в парк поехали, наконец-то свежим воздухом подышать. Подышали…
- Бывает. Ладно. Я пока рядом, зовите.
Я отошел метров на двадцать, выкинул в мусорный бак целлофановый пакет с маской, перчатками и окровавленными салфетками. Подышал, поприседал, помахал руками, потянулся. Через 15 минут, женщина с сыном благополучно поменяла фитильки в носу, осторожно встала, и они медленно, но уверенно пошли к своей машине. Я проводил их взглядом и помахал рукой. Они махнули мне в ответ, и женщина даже улыбнулась, насколько можно улыбнуться с разбитым лицом и салфетками в распухшем носу.
Прогулки на свежем воздухе полезны для вашего здоровья, ага?