Найти в Дзене
В поисках красоты

🌺 Магия Тиффани. Часть V: необычные драгоценности модерна.

Интересная страница из истории самй известной ювелирной фирмы

(Предыдущие части статьи о Л.К. Тиффани:

Часть 1 - «Новые формы стеклянной красоты»;

Часть 2 - «20 шедевров стеклянной живописи»;

Часть 3 - «5 интересных фактов о знаменитых лампах».

Часть 4 - Магия Тиффани. Часть IV: 5 необычных шедевров из мира знаменитых ламп)

Когда мы говорим о феномене художественных достижений Луиса Комфорт Тиффани (1848-1933), мы часто забываем, что речь идет не только о талантливом представителе декоративного искусства — волшебнике стекла и света, но и о наследнике довольно известной фамилии.

Несколько поколений этой семьи сделали успешную карьеру в мире денег и бизнеса — они были влиятельными текстильными магнатами и фабрикантами, но самым примечательной была деятельность Чарльза Льюиса Тиффани (1812-1902) - отца Л.К. Тиффани.

В 1837 году Чарльз Тиффани вместе с другом открыл в Нью-Йорке небольшой магазин канцелярской и сувенирной продукции -Tiffany & Young, который всего за 20 лет превратился в одну из крупнейших ювелирных компаний мира, существующую до сих пор - Tiffany & Co.

Поскольку история становления и развития этой во многом легендарной фирмы — тема, которой можно посветить ни одну статью на канале, здесь я ограничусь лишь описанием той роли, которую в ней сыграл Л.К. Тиффани.

Как уже говорилось в первой части данного цикла: младший Тиффани выбрал стезю свободного художника, которая оказалась очень успешной как в творческом, так и в финансовом плане.

Л.К. Тиффани, ожерелье с эмалью и перидотами, 1912-1913гг.
Л.К. Тиффани, ожерелье с эмалью и перидотами, 1912-1913гг.

Его любовь к искусству, страстное увлечение миром стекла и света, привели к тому, что к началу 20 века в США существовало уже две фирмы Тиффани: упоминавшаяся выше Tiffany & Co и Tiffany Studios — вторая была младше первой на 50 лет, но за короткий срок успела обогнать ее по масштабам и популярности — все-таки стеклянные шедевры имели более широкий спрос, нежели роскошные ювелирные украшения.

Обе фирмы существовали параллельно, обе добились успеха на международной Парижской выставке 1900 года, обе превратились в символ американского искусства и американской роскоши. Каждая из них по-своему вошла в историю не только американского, но и общемирового декоративного искусства.

В 1902 году основатель и бессменный лидер первой, ювелирной компании — Чарльз Тиффани скончался, и обе фирмы оказались в распоряжении его сына. Казалось бы, он мог объединить их для создания чего-то большего — фактически ассортимент обеих фирм охватывал в ту пору все сферы декора и дизайна.

Однако, Тиффани предпочел сохранить независимость обеих компаний — возможно он считал, что ювелирная роскошь первой не сможет должным образом сочетаться с хрупкими стеклянными изделиями второй, возможно его собственная компания имела для него куда большее значение как его драгоценное детище, а возможно виной всему были юридические формальности.

Но при всем при этом, игнорировать судьбу и деятельность вверенной ему отцовской компании, он не мог, а потому с 1902 года с интересом погрузился в совершенно новый и необычный для него мир прекрасных ювелирных украшений.

Хотя, говорить о том, что изделия из драгоценных камней и металлов были чем-то новым для Л.К. Тиффани не совсем правильно — художник, глубоко увлеченный яркостью цвета, магией стекла, игрой света без сомнения не мог не проявлять интереса к художественным возможностям, которые позволяли реализовать такие многоликие и такие прекрасные материалы.

Роскошный блеск разноцветных камней, их способность причудливо преломлять свет, создавая сложную игру теней и оттенков, не могли оставить его равнодушным. Равно как и странная, изменчивая фактура барочного жемчуга, перламутровых раковин и черепашьего панциря. А какой простор для творчества давала красочная эмаль, способная по воле художника принять практически любую форму и расцветку!

Л.К.  Тиффани, брошь с аметистом, 1915г.
Л.К. Тиффани, брошь с аметистом, 1915г.

Еще одним важным фактором в пользу ювелирных изделий была их исключительная прочность и долговечность. Как предметы, обладающие особой, часто исключительной ценностью, они оберегались и сохранялись намного лучше нежели хрупкие стеклянные образчики, создаваемые в мастерских Tiffany Studios.

Не случайно поэтому, что Л.К. Тиффани проявлял определенный интерес к миру ювелирных украшений задолго до того как возглавил отцовскую фирму — во всяком случае известно, что несколько набросков и изделий было создано им в период с 1880 до 1900 гг. Однако дальше этого дело не пошло, возможно его смущала перспектива конкуренции с собственным отцом, а возможно на тот момент стеклянный мир занимал его куда больше.

В 1902 году ему наконец-то представилась возможность испытать свой творческий гений на просторах самой прекрасной и самой требовательной формы декоративного искусства — в ювелирных украшениях. В некоторой степени его художественные поиски здесь стали проявлением его достижений и изысканий в области дизайна стекла.

Во всяком случае первое, что обращает на себя внимание в декоре его украшений — это многообразие ярких красок и оттенков, ведущих непрестанную игру со светом — ту самую, благодаря которой оживали и наполнялись сказочной магией его многочисленные витражи и прекрасные абажуры.

И как в знаменитом фаврильном стекле Тиффани, переливающимся всеми возможными оттенками перламутра и металлического блеска, в его ювелирных украшениях так же присутствуют сложные цветовые переходы и изменения, поражающие воображение какой-то странной формой красоты, часто граничащей с вульгарной безвкусицей.

Подобное впечатление складывается из-за традиционных представлениях о классической роскоши, согласно которым приоритет отдается в пользу спокойных оттенков и цветов — скромного очарования жемчуга и холодного блеска бриллиантов, умеренно контрастирующих с тусклым блеском серебра или солнечным светом золота. Лишь иногда эту скупую симфонию красок подобно единичным всплескам оживляет яркий цвет драгоценных камней.
Л.К. Тиффани, ожерелье в египетском стиле, 1913г.
Л.К. Тиффани, ожерелье в египетском стиле, 1913г.

При таком подходе многоцветие и смешение фактур и красок практически всегда ассоциировалось с безвкусием и вульгарностью — убийственное предубеждение для такого поклонника колористики каким был Л.К. Тиффани.

Возможно в любую другую эпоху его талант оказался бы невостребованным, а созданные им шедевры просто канули в безвестное прошлое, но к счастью на дворе была переходная эпоха — время безраздельного царствования прекрасного модерна.

Этот стиль позволял художникам практически все — любые эксперименты и цветовые решения, любые формы и материалы — лишь бы они служили единой цели — воплощению естественной, природной красоты во всех ее возможных проявлениях.

Поэтому, когда в 1904 году Л.К. Тиффани впервые представил свои ювелирные украшения на международной выставке в Сент-Луисе, вместо критики он встретил успех и признание его художественного таланта в мире ювелирного искусства.

Л.К. Тиффани, ожерелье с аквамарином и зеленой эмалью, 1900-1904гг.
Л.К. Тиффани, ожерелье с аквамарином и зеленой эмалью, 1900-1904гг.

Всего для выставки им было создано 27 украшений, отнюдь не каждое из них было целиком и полностью продуктом его творческого гения — Тиффани всегда привлекал на службу большое количество дизайнеров и художников, а уж в ювелирной фирме его отца, таких и подавно было очень много. Но все-таки основную идею, общий дизайн украшений разрабатывал именно он — наверное для него, как для художника это был очень интересный опыт, во многом даже вызов.

Ювелирные украшения, хоть и обладали в некоторой степени теми же качествами, что и стекло: позволяли по-новому воплотить природу света, к постижению которой так истово стремился Тиффани на протяжении всей своей жизни, все-таки обладали и некоторыми недостатками — в частности, у них не было пластичности, присущей стеклу. Это существенно ограничивало фантазию художника, а при некоторых творческих идеях часто становилось неразрешимой задачей, решение которой представлялось вызовом.

Л.К. Тиффани, ожерелье и кулон из цветного стекла и золота, 1915г.
Л.К. Тиффани, ожерелье и кулон из цветного стекла и золота, 1915г.

Л.К. Тиффани для решения этого вызова активно использовал способ, открытый еще Рене Лаликом в 1870-1880е гг.. Суть его заключалась в использовании при создании ювелирных украшений практически из всех доступных материалов,не ограничиваясь, а часто даже избегая традиционных бриллиантов, золота и серебра.

Это решение, при котором ценность и значимость ювелирного шедевра определялась не стоимостью исходных материалов, а художественной идеей, было одним из немногих достижений модерна, пережившим великолепный стиль и с успехом воплощаемым в жизнь даже современным, с позволения сказать «художниками», правда в несколько ином качестве.

Однако, подобная тактика была не типичной для Tiffany & Co — фирмы, сделавшей себе имя именно благодаря роскошным бриллиантам и высококачественному серебру.

Л.К. Тиффани, брошь в виде стрекозы
Л.К. Тиффани, брошь в виде стрекозы

Поэтому, чтобы не наносить ущерба престижу отцовской компании, а может быть — чтобы не потерять лояльность покупателей, Тиффани создает свои украшения в рамках отдельного «Отдела художественных украшений», открытого им исключительно для реализации собственных творческих идей и фантазий.

По иронии судьбы именно этот маленький отдел, детищем которого будет всего около 300 украшений, в последствии станет едва ли не единственной страницей в истории Tiffany & Co, связанной с эпохой модерна.

Нет, помимо украшений Л.К. Тиффани, его фирма в эти годы продолжала производить и другие, но в большинстве своем они были традиционными — лаконичным воплощением идей о роскоши и богатстве в форме сдержанной красоты бриллиантов, серебра и золота. А вот изделия Л.К. Тиффани были уникальны — они были произведением искусства.

Л.К. Тиффани, ожерелье с сапфирами. гранатами и опалами, 1920г.
Л.К. Тиффани, ожерелье с сапфирами. гранатами и опалами, 1920г.

В некоторой степени, созданные им украшения тоже были вызовом, но уже вызовом традициям, типичным представлениям о красоте, роскоши и стиле. Это был новый загадочный мир драгоценностей, мир где свет не терялся в скучных гранях безжизненных алмазов и холодной серости серебра, а расцветал всеми возможными цветами, жил, играл и воплощал некую форму красоты — необычайно реальную, изменчивую и многоликую.

Конечно, полностью избежать использования обычных ювелирных материалов Тиффани не мог — и бриллианты, и золото находили свое место в его художественных решениях и творческих фантазиях. Но предпочтение он все-таки отдавал куда более дешевым вариантам.

Особенно любил лунный камень, как некий абстрактный элемент, лишенный четкого цвета, но зато обладающий сразу несколькими совершенно разными оттенками и таким соблазнительным тусклым светом; опал — за его огненное сияние и многоцветие; и конечно, как и большинство художников модерна, особо ценил эмаль. В частности, в его ювелирных шедеврах чаще всего встречается популярная в то время эмаль plique-a-jour (с фр. - «пропускающая дневной свет»).

Заново открытая миру, благодаря творчеству такого бельгийского ювелира как Филипп Вольферс (1858-1929), эта эмаль не имела основы, благодаря чему становилась практически прозрачной на свету или создавала эффект ювелирного витража. Естественно, что в силу любви Л.К. Тиффани к стеклу эмаль plique-a-jour обладала для него особым очарованием и притягательностью.
Л.К. Тиффани, ожерелье сапфиры и золото, 1910-1915гг.
Л.К. Тиффани, ожерелье сапфиры и золото, 1910-1915гг.

Еще одной важной особенностью ювелирного творчества Л.К. Тиффани было внимание к деталям, что вполне логично, учитывая что каждое ювелирное изделие создавалось им как отдельное произведение искусства.

Этой цели служили не только тщательно подобранные материалы — каждый камень должен был соответствовать определенному оттенку, иначе достигнуть эффекта прекрасной игры цвета и тени было бы невозможно, - но еще и отделка, оправа.

В изделиях Тиффани она всегда невероятно тонкая и изящная, часто — практически незаметная, а если и выходит на первый план, то практически всегда в форме так любимых им природных орнаментов — в виде листьев, стеблей и цветочных бутонов. А еще - реверс изделия всегда был практически таким же красивым как и лицевая сторона — для настоящего художника не могло быть мелочей.

Что же касается самых лучших его ювелирных произведений, то в отличии от знаменитых ламп многие критики здесь кардинально расходятся во мнениях.

Отчасти подобное связано с относительно небольшим количеством украшений Л.К. Тиффани, сохранившимся до наших дней, отчасти — с тем, что каждое из них настолько уникально и непохоже на все остальные, что выбрать какое-то одно попросту невозможно.

В общем-то подобная ситуация вполне типична, когда речь заходит о шедеврах модерна: разве можно сказать какое произведение Рене Лалика или Антонио Гауди самое красивое? Но у них по крайней мере был какой-то общий стиль, пусть и часто едва уловимый для глаза.

А вот в ювелирных шедеврах Тиффани такого нет — здесь представлено все многообразие идей и форм модерна: от восточных мотивов - до древнеегипетских сюжетов, от традиционного барочного кружева — до лишенных какой-либо оправы камней, имитирующих цветочные гроздья, от замысловатых сказочных орнаментов до пресловутых стрекоз и бабочек — кажется, он постарался охватить все.

Но специфика человеческой природы такова, что даже при таком многообразии форм и сюжетов, каждый все равно найдет что-то одно, что для него будет выделяться на общем фоне, казаться самым-самым.

Так и с Тиффани: единственное, в чем солидарны многие искусствоведы, это в том, что из всех его ювелирных шедевров самым примечательным можно считать ожерелье «Павлин» - якобы именно в нем все особенности творчества Тиффани проявились лучше всего.

Л.К. Тиффани, ожерелье "Павлин", 1902-1906гг.
Л.К. Тиффани, ожерелье "Павлин", 1902-1906гг.

Здесь и разноцветные эмали, и рисунок в виде павлина из мозаики полудрагоценных камней, а на реверсе подвески изображены розовые фламинго — все лучшие традиции и черты великолепного стиля в одном месте и сразу.

Но, лично мне больше по душе изделия, наделенные таинственной аурой магического очарования лунных камней, особенно — комплект 1904 года. Не знаю почему, но именно это относительно простое по форме и дизайну украшение кажется мне куда более лучшим символом творчества Тиффани, чем пестрое ожерелье с павлином.

Хотя цветовое решение здесь несколько сдержанное, оправа и рисунок вполне традиционные, при ближайшем рассмотрении становится ясно, что подобная простота — лишь иллюзия. Единая цветовая гамма этого ювелирного шедевра достигается за счет сложных переходов оттенков голубого и синего — от совсем тусклого, почти белого, до насыщенного. Каждый элемент, каждый крохотный сапфир здесь играет свою отдельную роль— подобно музыкальному инструменту в сказочной симфонии света.

Тусклый блеск лунных камней завораживает, манит и притягивает какой-то почти осязаемой гладкостью и глубиной — их магия является центром всего ансамбля, не случайно традиционные элементы роскоши в виде строгой синевы сапфиров, служат лишь огранкой для полудрагоценных камней.

Подобное предпочтение было непостижимо и невозможно до эпохи Тиффани и Лалика, и станет таковым после них, но в тот краткий миг, когда в мире правила красота и великолепие загадочного модерна, подобное воплощение идей о прекрасном, волшебном, давно потерянном мире, было вполне возможным и допустимым.

Что же касается Л.К. Тиффани, то мир ювелирных украшений не смог окончательно подчинить себе его творческий гений и художественные идеалы. В 1907 году он оставил управление фирмой отца, сохранив за собой лишь пост директора по дизайну (кстати, это должность была создана в Tiffany & Coспециально для него в 1902 году) — созданный им мир стеклянной красоты Tiffany Studios был для него более важным и значимым нежели куда более роскошный мир ювелирных шедевров.

У руля Tiffany & Co встал талантливый управляющий, потомственный ювелир и знаток драгоценностей — Джон С. Мур. Под его руководством компания достигла новых высот, ее бренд стал одним из эталонов в мире красоты и роскоши, которым остается и по ныне.

Вот только таких красочных и таких уникальных шедевров, как произведения Л.К. Тиффани в ее истории уже не было, как не было в мире и ничего подобного той хрупкой стеклянной, невероятно красочной и изящной красоте, которая появилась на свет благодаря его творчеству и его магии — магии стекла и света...

🌺Если Вам нравится изучать красоту во всех ее проявлениях, вы можете подписаться на мой канал🌺

Еще больше статей об украшениях: