Иногда задумываюсь, куда делась моя смелость?
Ведь я такая смелая раньше была.
Я решилась на переезд в другую страну, сюда, в Петербург, когда тут ничего не было. У меня не было никаких оснований, чтобы сделать гражданство. Никого, кто бы объяснил, как это сделать.
Я работала на дурацкой работе, каждый день просыпаясь ни свет, ни заря, бредя в холод, в дождь, в непостижимо черное зимнее утро. Без выходных, без какой-либо надежды на то, что все изменится.
Мое время текло сквозь пальцы, а все что я видела, кроме работы – несколько часов за рукоделием в съемной комнате, чтобы забыться недолгим сном и снова идти на работу, терять которую мне было нельзя, ибо она – единственное, что держало в этом городе, в этой стране – была моим основанием для пребывания.
Тридцать процентов моей заработной платы уходило в виде налогов первые полгода, так как я была нерезидентом, такие правила. Еще немалую часть денег съедала аренда комнаты, телефон, проезд. В магазине я покупала себе сыр, кальмаров, замороженные овощи. Питалась в основном на работе.
Я жила метро, улицами, трамваями, светом от фонарей, мостами, витринами, книгами – возможностью просто быть в этом городе. Городе моей мечты. Я читала, глотала книги как лекарство, смеялась и плакала. Мне в моем одиночестве было нормально. Только тревожило, что все идет в никуда. Я приходила домой, который не был домом и думала, для чего это? Мне отчаянно хотелось семьи, своего дома, родного плеча. Я была таким оторванным ломтем. Я не знала, как мне все это починить, наладить. Но я не боялась. Ни капли.
Я думала тогда, Боже мой, люди, которые имеют право жить здесь всегда, не боясь вылететь из страны просто из-за того, что будет потеряна какая-то бумажка или упущены сроки, какие они счастливые. Да будь у меня паспорт и свое жилье – пусть даже на окраине, самой забытой точке Питера, я буду счастлива.
Как говорят – как в воду глядела. Я встретила своего мужа, мое лучшее обретение, потому что я его не встретила, а обрела. Сейчас мы живем в его квартире – в самом забытом и затерянном уголке города, куда добраться – нужно постараться, но самые близкие и родные добираются). Выстояны очереди, перепорчена куча бумаг, душа огрубела, обтесалась, замозолилась в этих очередях за справками, переводами, нотариусами – разрешение на проживание, вид на жительство, гражданство. На гражданство просто уже не оставалось сил. Хотелось бросить все, сказать да провалитесь вы все. Оставайтесь сами с этими мостами, тротуарами, трамваями, статуями, дайте почувствовать себя человеком без необходимости каждый раз предъявлять бумаги. Но все пройдено, паспорт на руках. Меня никто не гонит взашей. Мне есть где жить, кого любить, кого растить.
Надо вспомнить, каково это быть смелой. Надо снова зажечь в себе огонь и умение идти - в дождь, в ветер, в пески, в метель. За новыми свершениями. Победить свою леность и страх. Смогу ли?