Давно интересуюсь фотографией. В первый раз взял в руки фотоаппарат в 1975 году, как и большинство школьников в те времена, «Смена 8М». Тогда занятие фотографией требовало времени и умения. «Автоматов» не было, чтобы получить хоть какой-то результат, надо было изучить аппарат, понять, что такое экспозиция и научиться её определять на глаз. Экспонометрами пользовались профи и продвинутые любители, а потом начинался лабораторный процесс, проявка пленки, фотопечать. Мне было 10 лет. Никто в семье не фотографировал и никакой возможности иметь домашнюю лабораторию не было. Ни финансовой, ни жилищной. Но недалеко был фотокружок от ДК Работников Пищевой промышленности. Вот так я в него и попал. Учиться фотографическому уму-разуму. Мне повезло. Руководителем кружка оказался человек интересный. Известный сейчас многим любителям фотоандеграунда 70-х Леонид Борисович Богданов. (В начале статьи именно его фотография.)Он и преподал нам азы фотографии. Нельзя сказать, чтобы он самозабвенно отдавался педагогике, горел процессом, конечно, как и многие тогда руководил он кружком для того, чтобы иметь лабораторию. Но честно проводил занятия, всегда отвечал на вопросы, готов был подсказать, покритиковать. К нему приходили интересные люди, многих из которых я узнал позднее. Интересующиеся могут посмотреть альбом, где многие из них представлены : https://shop.fotodepartament.ru/shop/books/russian-books/leningradskiy-fotoandegraund-russkoyazyichnoe-izdanie-raritet Мы видели некоторые их работы, важно было общение, атмосфера. Лично мне он не раз давал советы при печати, как чисто технические , так и по композиции, подходу. Мне было не так много лет, но его советы были очень лаконичны, точны, полезны и запомнились хорошо. Очень благодарен ему, как первому учителю. Интересно, что он работал в разных жанрах, от театральной съемки, до рекламы. Часто смотрю его работы и сейчас. https://www.photographer.ru/events/afisha/1281.htm
Особенно близка его ленинградская тема. Его взгляд очень "петербургский". Несколько отрешенный, холодный. Но душевный, хотя и строгий, в них атмосфера города, это похоже на взгляд Блока. Его работы для меня сочетаются со стихами ленинградца-петербуржца А.М. Городницкого. "Мне трудно, вернувшись назад,
С твоим населением слиться,
Отчизна моя, Ленинград,
Российских провинций столица.
Как серы твои этажи,
Как света на улицах мало!
Подобна цветенью канала
Твоя нетекучая жизнь.
На Невском реклама кино,
А в Зимнем по-прежнему Винчи.
Но пылью закрыто окно
В Европу, ненужную нынче.
Десятки различных примет
Приносят тревожные вести:
Дворцы и каналы на месте,
А прежнего города нет.
Но в плеске твоих мостовых
Милы мне и слякоть, и темень,
Пока на гранитах твоих
Любимые чудятся тени
И тянется хрупкая нить
Вдоль времени зыбких обочин,
И теплятся белые ночи,
Которые не погасить.
И в рюмочной на Моховой
Среди алкашей утомленных
Мы выпьем за дым над Невой
Из стопок простых и граненых -
За шпилей твоих окоём,
За облик немеркнущий прошлый,
За то, что, покуда живешь ты,
И мы как-нибудь проживем.
1981
К 12 годам я уже отлично владел "Сменой 8М" и несколько самонадеянно стал интересоваться почему качественно сделанная фотография, от которой я ждал восторгов "зрителей" не вызывала у них эмоций и почему очень простые на первый взгляд фотографии мастеров не просто нравятся, а отзываются в душе, запоминаются...
(продолжение следует).