Для чего мы приходим в наш, такой несовершенный и такой потрясающий мир? Учитья... Учиться любить. Учиться у каждой живой травинки. Общение! Даже в молчании есть общение. А что уже говорить о слове, без которого человек перестаёт быть человеком. Жизнь... Путь духовной эволюции, где человек рождается, чтобы шлифовать грани своей бессмертной души, что без общения невозможно.
Мне, как человеку пишущему, и понимающему поэзию, если только можно так сказать, "изнутри", хотелось бы показать Вам главное качество поэтического творчества - её ни с чем не соизмеримую форму человеческого общения. Как известно, поэзия - вершина литературы. Почему? Общение в поэзии идёт не столько опираясь на логику, сколько на уровне интуиции, когда встречаются и притираются друг к другу две души - читателя и поэта. Поэзия - это и язык, и культура... И пока живы язык и культура, жив народ. И у меня есть предложение начать наше общение с отрывка из стихотволрения Александра Городницкого "Полукровка"...
Спросит строго пережиток,
Кто ты родом, чей ты сын, —
Полутурок, полужидок
Или полуармянин.
Полукровка, полукровка,
Неудачливый изгой,
Где проходит эта кромка —
Пол одной и пол другой?
Чьи в тебе сокрыты вины?
Чьи платить тебе долги?
Две твоих же половины —
Неизменные враги.
Полукровка, полукровка,
Песню общую не пой.
Ненадёжным будет кров твой
На земле всегда чужой.
Одинок ты будешь вечно.
Всюду встретишь ты врага.
Ты везде — ни Богу свечка
И ни чёрту кочерга.
Спрос идёт с любой из наций, —
Ты в ответе за двоих.
Все к своим бегут спасаться, —
У тебя же нет своих.
Позабыли, видно, род свой
То ль отец твой, то ли мать.
Если кровь твоя прольется,
Где какая — не понять.
"Полукровка" и "Родство по слову" - два шикарных стиха Александра Городницкого. У меня большая поэтическая библиотека, но у меня почему-то нет сборника стихов Городницкого. Даже станно. А что касается "еврейского фактора" в поэзии, то он - не минус и не плюс, а нечто такое, в чём ментальность и одухотворенность находятся в иной пропорции, нежели в стихах, например, поэтов с русскими корнями. Будь то Мандельштам, или Пастернак, или Бродский... Насколько Городницкий не вписывается в этот ряд, настолько актуален его стих "Полукровка". Хотя всё это (вопрос крови) - условно и лишь декорации для спектакля. А спектакль - это школа. У каждого большого поэта школа своя. Школа Пастернака, у которого всё здесь и сейчас, и школа мечтателя Блока - две противоположности. Но в любом случае поэзия - это прежде всего искренность, когда разговор по душам тет-а-тет либо о себе, либо о тебе, либо о нас с тобой!
Впрочем, у Бориса Пастернака есть и стихи, написанные совершенно по- блоковски. Например, такие, как "Зимняя ночь" и "Сон".
Сон
Мне снилась осень в полусвете стекол,
Друзья и ты в их шутовской гурьбе,
И, как с небес добывший крови сокол,
Спускалось сердце на руку к тебе.
Но время шло, и старилось, и глохло,
И, поволокой рамы серебря,
Заря из сада обдавала стекла
Кровавыми слезами сентября.
Но время шло и старилось. И рыхлый,
Как лед, трещал и таял кресел шелк.
Вдруг, громкая, запнулась ты и стихла,
И сон, как отзвук колокола, смолк.
Я пробудился. Был, как осень, темен
Рассвет, и ветер, удаляясь, нес,
Как за возом бегущий дождь соломин,
Гряду бегущих по небу берез.
Целая жизнь в таком коротком стихотворении! Стихотворение-сон... Не знаю, как Вам, а по-моему восприятию, одухотворённость стихотворения "Сон" необыкновенна. И тем не менее, всё это, даже во сне, происходит "здесь и сейчас".
Есть стихи, в которых школе тесно в школьных стенах, и тогда она становится Вселенной... И мне кажется, что поэзия Сергея Есенина здесь вне конкуренции. Ибо в поэзии Еснина не только одухотворяется, но и очеловечивается родная природа...,
Клён ты мой опавший, клён заледенелый,
Что стоишь, нагнувшись, под метелью белой?
Или что увидел? Или что услышал?
Словно за деревню погулять ты вышел...
а уровень личных духовных вибраций таков, что, кажется, будто славянский ведический Бог Род, воплощённый во всё живое, смотрит со страниц его стихов, пробуждая в тебе боль и невыносимую есенинскую муку по уходящей исконной Руси, написанную между строк всей кровью, всем русским Духом его великих славянских предков - глубинно, ёмко... И просто,
А родина уходит под натиском нового непримиримого, такого же противоречивого, кровавого мира, частью которого человек становится поневоле. Уходит туда, где за горизонтом маячит всемирная цивилизация потребления, где все, казалось, только "едят и пьют", а духовный мир человека, воплотившегося, как Дитя Создателя для прохождения своего нравственного пути, уже неинтересен ни власть имущим, ни многим из тех, кто, казалось бы, уснул, и так с момента своего рождения ни разу и не проснулся.
Оттого и запомнился Сергей Есенин в своём протесте, как "хулиган", оттого и рождается "Чёрный человек" в своих муках и в своей раздвоенности, оттого и предчувствие своего ухода из этого родного и теперь уже чужого поэту мира:
Не жалею, не зову не плачу,
Всё пройдёт, как с белых яблонь дым...
И, кажется, вторит сему тихая, умудрённая печалью поэзия Николая Заболоцкого:
Облетают последние маки,
Журавли улетают, трубя,
И природа в болезненном мраке
Не похожа сама на себя.
По пустынной и голой алее
Шелестя облетевшей листвой,
Отчего ты, себя не жалея,
С непокрытой бредешь головой?
Жизнь растений теперь затаилась
В этих странных обрубках ветвей,
Ну, а что же с тобой приключилось,
Что с душой приключилось твоей?
Как посмел ты красавицу эту,
Драгоценную душу твою,
Отпустить, чтоб скиталась по свету,
Чтоб погибла в далеком краю?
Пусть непрочны домашние стены,
Пусть дорога уводит во тьму,-
Нет на свете печальней измены,
Чем измена себе самому.
Но в любом случае, поэт - тот же художник. Те же пейзажи и портреты, и даже краски почти те же. Только вместо акварели - слова, в которых мучительно и тщательно подобраны оттенки образов, и нанесены на холст души в мазках метафор и сравнений..., когда школа поэта - не только свой стиль, свой почерк, но и своя боль, своё сострадание и своё прикосновение прежде всего к природе. Какое-то духовное чутьё, которое зачем-то ниспосланно человеку свыше и которое принято называть талантом.
Помните, у Фёдора Тютчева? "Лишь паутины тонкий волос блестит на праздной борозде..."
Есть в осени первоначальной
Короткая, но дивная пора —
Прозрачный воздух, день хрустальный,
И лучезарны вечера…
Где бодрый серп гулял и падал колос,
Теперь уж пусто все — простор везде, —
Лишь паутины тонкий волос
Блестит на праздной борозде…
Пустеет воздух, птиц не слышно боле,
Но далеко еще до первых зимних бурь —
И льется чистая и теплая лазурь
На отдыхающее поле…
Гениально? А ведь всего одно слово - "праздной", когда урожай убран и можно отдохнуть. И в этом весь Тютчев! И я просто не могу не вспомнить пейзажное стихотворение Фёдора Тютчева, в котором он, одухотворяя, очеловечивает природу, прикасаясь к оттенкам её живой Души:
Осенний вечер
Есть в светлости осенних вечеров
Умильная, таинственная прелесть:
Зловещий блеск и пестрота дерев,
Багряных листьев томный, легкий шелест,
Туманная и тихая лазурь
Над грустно-сиротеющей землею,
И, как предчувствие сходящих бурь,
Порывистый, холодный ветр порою,
Ущерб, изнеможенье - и на всем
Та кроткая улыбка увяданья,
Что в существе разумном мы зовем
Божественной стыдливостью страданья.
Божественной стыдливостью страданья... В чём секрет утончённой чуткости к увиденному? В кровной связи с землёй? Или в особой природе Души художника - наследия его предыдущих воплощений? В чём секрет? В его способности сострадать? Или всё это плод особого трудолюбия человеческого Духа, когда талантом надо не только родиться, но и стать? Помните, у Николая Заболоцкого?
Не позволяй душе лениться!
Чтоб в ступе воду не толочь,
Душа обязана трудиться
И день и ночь, и день и ночь!
И, конечно, коли мы уже начали наше общение со стихотворения Александра Городницкого "Полукровка", как я, простой солдат поэзии в звании рядового, могу обойти вниманием творчество своего генерала - Александра Сергеевича Пушкина? А так, как задача эта невероятно ответственная, мне проще выполнить её на "своём" языке - языке стиха:
Пушкин
"Сказка ложь, да в ней намёк..."
А.С. Пушкин
Твоя земля, Россия, тот мольберт,
Где кровь, как краску, замешал Создатель,
Чтоб написать изысканный портрет,
В котором воплотился бы на свет
Его таланта верный обладатель.
О, Пушкин… Где величье простоты,
Там светел дух, и путь к нему не тленен!
Я возвожу во времени мосты,
И думаю, а если бы не ты,
А был бы Фетом – Фет, Есениным – Есенин?
Создателя любимое дитя,
Ты ведал суть его исконным Светом,
Когда и словом ты играл шутя,
И среди всех загадок бытия
Любви одной был искренним поэтом.
Ты русский дух вознёс на пьедестал,
Подняв с глубин, его язык и сказку,
Когда он на века вперёд предстал,
Как на ладони дорогой кристалл,
Где в каждой грани есть своя подсказка!
Где Дуб корнями держит Лукоморье,
Да ветви цепь на нём из злата гнёт!
Да богатырь и в радости, и в горе
Люд-Милой грезит, и в неравном споре
Однажды меч свой вещий обретёт.
Я верю в сокровенный высший смысл,
Что скрыт в твоём коротком воплощеньи,
Что цепи кабалы расторгнет мысль,
В которой сказка воплотится в быль,
Как род людской - в согласьи.. И в прощеньи.
24.06.2019-2021
Творчество Александра Сергеевича Пушкина, как дар человечеству свыше, имеющий глубинный метофизический подтекст, предопределило весь ход и русской поэзии, и взгляд души русского человека в мифологическое окошечко наследия наших предков. Если в стихах Сергея Есенина современный человек, буто стоит у кровати умирающего близкого и любимого человека, и душой соприкасается с уходящей под натиском технической революции крестьянской Русью, то в сказках А.С. Пушкина Русь открывается, будто увиденная поэтом в каком-то сказочном вещем сне, будо подсказанная в этом сне его далёкими русскими предками.
К сожалению, современные молодые люди, "дети асфальта", в силу своего домашне-сетевого образа жизни, всё дальше отдаляются и от одухотворяемой поэтами Серебрянного века природоы, и от самой поэзии.
Конечно, есть поэты, популярные в молодёжноё среде. Но при этом, в статье "10 современных поэтов, которых нужно знать в лицо" под редакцией EYS автор статьи, якобы сравнивает поэзию таких молодых авторов, как Вера Полозкова, Гера Шипов, Алевтина Дорофеева и других, конечно, не лишённых таланта современных поэтов, с кем бы Вы думали? С Фёдором Тютчевым! И вот что он пишет: "Если кто-то из этого списка точно не нуждается в представлении, то это Вера – ее знают даже те, кто не знаком с именами Пушкина, Есенина и уж тем более какого-нибудь Тютчева-Фьютчева..." Ну, и каково Вам? В своем литертурном дневнике на сайте стихи.ру я так отреагировал и на эту статью, и на творчество самих поэтов, которым она посвящена:
Когда руки не держали ничего кроме компьюторной мышки, а все твои впечатления - город, город, город..., а все твои переживания в Этом городе - ты, ты, ты и твой маленький и такой значимый для тебя мирок с твоими такими малеькими бедами, не выходящими за пределы собственного "я", тебе кажется. что всё это венец творения Создателя. Но ты..., нет, ты не забыл, ты даже никогда не знал, что ты дитя Природы. Ты её капля, песчинка, её неизвестное для тебя дыхание! Вот так и поэзия некоторых самых популярных современных поэтов - она не подтягивает детей асфальта к их первоистоку, не поднимает над асфальтом, не уносит ни в космос, ни даже загород, в соседнюю рощицу, а сама опускается до уровня детей асфальта..., их такого крохотного представления о Вселенной. И тогда на мониторе из прочего детского лепета, в качестве комментария, вылупляется: "Это же про меня!" О, да... А про кого же ещё? Но всё это не Омар Хаям и не Фёдор Тютчев - не на века. Хотя есть и исключение из этого грустного правила. Например, Аттикус, Марина Струкова, Елена Ядрина, Виктор Петров, Леонид Корнилов.
А в заключении хочу сказать только одно: всё у нас перемелется и всё будет, как надо, Ибо я Фёдору Тютчеву в этом смысле верю гораздо больше, чем самым знаменитым предсказателям:
Умом — Россию не понять,
Аршином общим не измерить.
У ней особенная стать —
В Россию можно только верить.
1866 г.
Если статья понравилась, не забудьте поставить лайк (палец вверх) и поделиться с друзьями в своих соц. сетях. И, конечно, подписывайтеь на канал (вверху).
Вот ссылки на похожие публикации:
"Легенда русского Сталинграда в Париже" https://zen.yandex.ru/media/id/5ead86b05d462a32492bf763/legenda-russkogo-stalingrada-v-parije-5f5decba4c403024384dab0f
Глеб Горбовский... Кто он? Автор лучших блатных песен или последний классик Советской эпохи https://zen.yandex.ru/media/id/5ead86b05d462a32492bf763/gleb-gorbovskii-kto-on-avtor-luchshih-blatnyh-pesen-ili-poslednii-klassik-sovetskoi-epohi-5f7cb3387a73103031d9a683