ГЛАВА 16. ВЕСЕННИЕ ХЛОПОТЫ.
1 часть
На деревьях проклюнулись первые листочки. Первоцветы распустили свои цветы. Лес понемногу оживал. Надежда удивлялась как быстро обретала природа живость: птицы, животные, насекомые - всё шевелилось, стрекотало, шумело...
В день весеннего равноденствия был праздник юности. Те, кому исполнялось этой весной 12 лет, становились ю'ницами и юнца'ми, как здесь их называли. Теперь они переходили на другую ступень развития своего внутреннего духовного мира. Святояр и прадеды посвящали их в новую жизнь.
Здесь к воспитанию детей относились очень ответственно и родители старались привить детям самые главные основы этого мира, на которых держалась вся жизнь общины: честность, трудолюбие, уважение к старшим, помощь младшим. К 12 годам дети уже понимали и осознавали своё предназначение, знакомились с основами ремёсел и различными способами творения вещей в материальном мире. А ещё они знали основы математики, астрономии, географии, очень подробно историю не только своего Рода, но и вообще историю планеты.
Школы как таковой здесь не было. Историю Рода «преподавали» детям родители — она передавалась из поколения в поколение и тщательно оберегалась от искажений. Остальные науки «преподавали» старейшины Рода и Святояр.
Посвящение подростков состояло в том, что теперь они уже не были младенцами-чадами, а становились чадами-юнца'ми и чадо-ю'ницами, а это означало, что они могли уже наравне со взрослыми сотворять мыслеобразы, требующие общих усилий. То есть, при создании чего-то большого и мощного, они тоже участвовали в общем творении, присоединяя свои энергии.
Надежда с трепетом наблюдала этот новый для себя ритуал посвящения в юность, как не так давно наблюдала за обрядом супружества.
Так же, как и тогда, пылал огромный костёр на общеродовом круге и многолюдность была, наверное, ещё больше. Так же стояли семьи каждая рядом, а впереди патриархи, самые старшие в этих семьях. Дети, все в красиво расшитых одеждах, стояли впереди своих родителей. Из всех, кого сегодня посвящали в юнцы, Надежда знала только Раде'я, племянника Велидары. Остальные дети были из других семей. Кого-то она, конечно, видела либо в садах, либо где-то ещё, но имён не запомнила.
Вместе с детьми в круг вызывались и их родители, которые тоже были нарядными и очень волновались.
Святояр вознёс свой посох вверх — все патриархи повторили этот жест. Святояр опустил с силой свой посох, ударил в землю (патриархи повторили жест) и произнёс:
— Род Святоруса! Сегодня твои дети стали старше, им исполнилось 12 вёсен и мы посвящаем их в юность! Мать-Природа и ты, Жива — сила юности, природы и самой жизни! Защищай и помогай нашим юным в познании ими твоих сил, твоих творений, твоих стихий! Да будут Гармония и Свет Любви твоей всегда с ними рядом.
И весь круг в едином порыве ответил: «Да будет так!»
Теперь Святояр повернулся к юнца'м и ю'ницам:
— Дорогие наши ю'ницы и ю'нцы! С сегодняшнего дня вы вливаете ваши энергии в общую энергию нашего Рода! Клянитесь всегда быть наполненными Светом, Радостью и Гармонией, чтобы отдавать эти энергии на благо своего Рода!
— Клянёмся! — прозвучало в ответ.
— Клянитесь творить только Добро, Справедливость и помогать Природе-Матери в её деяниях!
— Клянёмся, — отвечали юные.
— Клянитесь почитать и уважать старших и младших, познавать глубину ремёсел и творческих сил своих!
— Клянёмся! — в последний раз выдохнули дети.
— А вы , — обратился Святояр к родителям, — помогайте и поддерживайте своих юных в их стремлениях обрести знания и развить свои таланты.
И вновь прогремело над поляной общее: «Да будет так!».
Ритуал закончился обходом костра и получением нового оберега: каждому Святояр надел сплетенную из трав руну, чтобы она усиливала энергию маленького юного человека и оберегала его.
2 часть
Эти руны, как рассказала Надежде мать юного Роде'я Жилена, плели, «заряжали» энергией и заговаривали все родные и близкие — начиная от младенцев до старцев. Каждый приложил руку к плетёной руне.
А ещё узнала Надежда, что именно в этот день впервые юные получали первую свою новую личную одежду. Для младенцев до 12 лет одежду делали из родительской — мужских штанов и рубашек для мальчиков и из старых платьев для девочек. Считалось, что родительская энергетика передаётся через ткань детям, оберегает их и наполняет силой и энергией. А со дня ритуала посвящения в юность детям разрешалось носить новую одежду. Теперь у каждого будет своя.
Надежда всё больше и больше погружалась в новый для себя мир. И ей он всё больше нравился. То, что в её мире казалось предрассудками и глупостями, здесь понималось как целесообразность и полезное действие.
Вот казалось бы, какая разница какую одежду носить младенцам?
А ведь, действительно, думала Надежда, маленький ребёнок так раним и беззащитен, а ношеные родителями вещи уже немного потертые, мягкие, не раздражают кожу малыша и напитаны силой и энергетикой родителя. Это не просто одежда — это личный «скафандр» для ребёнка, который защищает и оберегает его от воздействия окружающей среды. А в её мире — среды, опасной во всех отношениях.
Когда зацвели яблоневые сады, настал черёд ещё одного весеннего праздника — праздника восемнадцатилетних, тех, кто из возраста юности переходил в возраст де'виц и мо'лодцев. И назывался этот праздник — предле'тье. Имелось в виду, перед совершеннолетьем и перед летним периодом, как поняла Надежда.
Этот праздник с нетерпением ждала Яси'нка, подружка и названная сестра Надежды. Они вдвоём готовились к нему с самого начала вёсны. Надежда нарисовала на песке у реки платье для Яси'нки и потом по этому образцу сделали платья для всех де'виц: силуэт был одинаковым, а вот рисунки для каждой придумывали они сами, сплетая все символы рода и семьи по своему усмотрению.
Надежда была поражена как по её рисунку четко и слажено «сработали» платье мастера творения одежды. Это платье делало фигуру девушки «берёзкой» — стройной и трогательной. Всем очень понравилось и её хвалили за первый опыт творчества. Она объяснила, что в её мире это называлось моделированием. А платье действительно было красивым и изящным: облегающий лиф и расклешённая длинная юбка, собранная ниспадающими складками складками.
И вновь вокруг яркого костра проводился весь ритуал посвящения юных в де'виц и мо'лодцев.
Красота девичьих нарядов поразила всех. А косы у каждой были заплетены по-особому — ни у одной плетение косы не повторялось. Если раньше девочки могли заплетать одну трёх лучевую косу, то с этого дня разрешалось плести косы по-разному: можно одну, а можно переплетать по-всякому, но спускаться на спину всё равно должна одна: ровная коса вдоль позвоночника влияла на осанку и походку молодой де'вицы.
Юные «берёзки» в своих новых платьях; мо'лодцы все как на подбор высокие, стройные, в ярких рубахах, подвязанных разноцветными плетеными поясами, были прекрасны!
И вновь впереди всех Святояр со своим неизменным посохом, в праздничной рубахе.
И вновь клятва! И вновь слова, которые пронизывают всего человека до самой последней клеточки. Так Надежда воспринимала те вибрации, которые шли от каждого произнесённого волхованином слова.
— Род Святоруса! В сегодняшний день юность твоя восходит в предле'тье! Освети детей своих Светом твоим, подари им силу свою, дай им возможность полностью раскрыть таланты свои и с полным разумением открыть в себе Дары, которыми одарил их Всевышний!
— Да будет так! — ответствовал Род.
— Клянетесь ли вы, де'вицы и мо'лодцы, соблюдать все обычаи Рода нашего, Святорусского?
— Клянемся! — отвечали те.
— Клянётесь ли с честью и достоинством нести имя Святоруса, куда бы ни забросила Судьба?
— Клянёмся?
— Клянётесь ли всегда блюсти Каноны Вечности и Заповеди, данные нам Отцом нашим Небесным?
— Клянёмся!
3 часть
Этот праздник продолжался целый день (ритуал начался на восходе) и продолжался до глубокой ночи. Опять же были игры, хороводы и разные соревнования: каждый из посвященных должен был показать свои таланты и умения, с чем пришёл к этому дню, чему научился и какие дары открыл в себе.
И каждый старался показать, на что способен. Стихи, музыка, песни — каждый из юных талантов умел сотворять рифмы, играть на музыкальных инструментах, танцевать и петь. Это входило в программу обучения детей. Каждый продемонстрировал своё умение сотворять мыслеобраз и материализовывать его. Сколько подарков в этот день подарили посвященные друг другу, родным и близким!
Яси'нка, взволнованная всем происходящим, попросила Надежду не оставлять её одну и поэтому целый день та находилась подле сестры, разделяя с ней все праздничные игры, танцы, хороводы...
Уже поздно ночью они, довольные и уставшие, угомонились в шалаше Велидары.
И ещё одно событие произошло в конце весеннего периода, перед самым весенне-летним засо’ньем — Светолена, жена Яромира, родила первенца.
К родам готовились за две недели. Надежда перевезла Светолену на этот берег. Велидара поселила её в шалаше возле своей пещеры, а специальный родовой шалаш выстроили на берегу того лесного озера, где Надежду нашёл Белислав. Именно там было «родильное отделение», где появлялись на свет все дети Рода Святоруса. Велидара сказала Надежде, что и она появилась в этом месте не случайно — «родилась» в новый мир именно в «родильном отделении».
Это было далеко в лесу и находиться во время родов там полагалось только членам семьи: старым рожавшим женщинам, прадедам с обеих сторон, мужу роженицы, самой роженице и лека'рке. Ради Надежды в этот раз нарушили это правило и взяли её с собой. Она проделала вновь тот путь, которым пришла на этот берег, только в обратном порядке и опять вместе с Яромиром.
Расположился весь этот «табор» немного вдалеке от «родового шалаша», в нём оставались только Светолена, её мать и Велидара.
Когда начались сами роды, все родичи пели и играли на музыкальных инструментах, призывали Богов-предков, приветствуя появление нового человека и только мать роженицы, её муж и лекарка присутствовали при самих родах, которые произошли в водах лесного озерца, из которого потом мать и дитя перешли в шалаш. Яромир не отходил от жены и сына, окружая их любовью и заботой.
Целую неделю провели здесь мать и дитя под наблюдением Велидары, Яромира, Надежды и Богуслава. Остальные ушли к себе через три дня. По прошествии недели садоводы вернулись к себе в сады, а Велидара с Надеждой пешком проделали путь к своей пещере.
На следующий день разразилась первая летняя гроза.