Скажите, случалось ли с вами такое: голос, звучащий внутри вас, совсем не тот, который звучит снаружи? Вы слушаете свои записи и ужасаетесь: «Неужели это я так говорю? Не может быть! Это не мой голос!»
А бывало ли так, что у вас перехватывало горло, если вам нужно было публично выступать, отстаивать свое мнение или сказать кому-то неприятную правду? А потом вы мысленно проговаривали то, что не решились вслух – и в вашем воображении вы говорили уверенно, убедительно, смело?
Так почему же голос, который вы представляете себе, так непохож на тот, который слышат другие? И какой же из них настоящий?
Я убеждена, что голос, который вы слышите внутри, - это голос вашей Души, вашей подлинной Сущности.
А слабый, робкий, хриплый, сдавленный, неуверенный – или наоборот, резкий, жесткий, крикливый -голос, который слышат окружающие, - голос Социальной Маски, которую вы надели, чтобы взаимодействовать с окружающим миром и соответствовать его критериям и требованиям.
Вы можете носить маску робкого ребенка, который боится вырасти, хорошей девочки, ворчливой домохозяйки, вечно позитивного менеджера по продажам, агрессивного и властного начальника – но это не ваш настоящий голос.
И окружающие это чувствуют. Они не верят вам, потому что в глубине души вы сами не верите себе.
Но как позволить своему настоящему голосу зазвучать – после того, как столько лет вы говорили с миром голосом маски?
Это хороший вопрос. Чтобы ответить на него, нужно сначала понять:
Почему вы словно отрезаете себя от своего подлинного «Я»? Вы боитесь узнать правду о себе? О своих настоящих чувствах, ценностях, убеждениях? Это противоречит вашему имиджу и может его разрушить?
Давайте посмотрим, с чего все началось.
Послушаем маленьких детей. Они звучат искренне. В их голосах еще нет фальши и притворства. И потому-то они могут голосить и носиться часами, плакать и орать, если им больно, и сразу же переходить к радостному смеху. У них бездна энергии.
А потом начинается воспитание.
Дети великолепно чувствуют фальшь. Можно говорить им правильные слова – но если тон, жесты, выражение лица этому противоречат, дети не верят. «Мне не нравится эта тетя – она плохая!»
А если «тетя» - приятельница родителей, доктор или воспитательница? Скорее всего, взрослые прикрикнут: «Как тебе не стыдно говорить такие глупости!» А то и потребуют извиниться.
И тем самым они отрезают ребенка от его интуиции. Он узнает, что доверять внутреннему чувству – опасно, за это накажут. Лучше говорить то, что требуют старшие. Тогда они похвалят и будут любить.
И вот ради любви ребенок отказывается от своей интуиции – а значит, от своей души. Он станет легкой добычей манипуляторов, если они займут позицию сверху. А он будет притворяться «хорошим», чтобы заслужить одобрение. Он так привык с детства.
А при чем здесь голос? Очень даже при чем. Неуверенный, неискренний, робкий голос говорит о запуганности и неверии в себя. «Сладкий», вечно приятный во всех отношениях – о маске «хорошей девочки», за которой обычно таится скрываемая злость.
Это не ваш голос. Вы говорите чужим голосом. Голосом маски.
Если ребенку часто повторять: «Не шуми, не кричи, веди себя потише, нам за тебя стыдно» - он слышит эти внушения как: «Тебя слишком много, тебя должно быть меньше».
И тогда он сжимается, стараясь занять как можно меньше места, и у него перехватывает горло.
Это научный факт: наши голосовые связки невероятно восприимчивы. На них воздействует любой стресс, обида, страх, боль. Даже зажим в пятке может исказить голос! Недаром говорят: «Промочишь ноги – заболит горло».
Например, одна моя клиентка говорила, обхватив себя руками и ссутулившись. Когда я сказала, что мы начнем с осанки, она пришла в ужас: «Да я всю жизнь сутулая, я боюсь распрямиться!» Мы поработали с ее страхом. Результат – вместо 5 часов репетиция ролика – 15 минут, ей хватило дыхания, появился драйв.
Кроме того, в детстве часто внушают: будь умным, учись, это самое важное. Результат – голос воспринимают как переносчика информации, сам по себе он вроде не важен. Нас учат хорошо учиться - но не самовыражаться.
Еще одна клиентка - сама тренер, но у нее не было контакта с аудиторией. Она говорила быстро, слушатели за ней не успевали. Она умница, всегда была отличницей. Ей важно донести смысл. А эмоции, состояние? Ее не учили обращать на них внимания.
Голос не прощает такого отношения.
Часто мы с моими учениками начинаем с того, что пишем сказку про голос. Иногда от лица самого голоса.
И вот что получается:
«Меня посадили в темницу и не выпускают. Я не помню, когда это случилось, кажется, я здесь был всегда. Я сижу в темноте, мне душно и темно, я хочу распрямиться, подышать, но мне отсюда не выйти, у меня нет сил даже закричать».
«Я тихий, примерный, послушный и говорю правильные вещи, иначе мне прикажут молчать и так посмотрят на меня, что захочется спрятаться подальше».
«Я всегда спешу, чтобы успеть договорить, иначе я пропущу что-то важное и получу двойку».
«Я очень злой, потому что меня слышат только когда я кричу».
Удивительная вещь: иногда достаточно убрать голосовой зажим, чтобы одновременно волшебным образом исчез страх, создавший этот зажим.
Но так случается не всегда. Иногда наоборот – страх выходит наружу и словно физически сжимает человеку горло.
Слушая человека, я порой вижу его историю и спрашиваю: «Вы всегда хорошо учились? Вы старались отвечать на верную пятерку?» Или: «Вас слышали только если Вы жаловались, плакали или кричали?» «Вы старались не высовываться?»
Сексуальные проблемы тоже очень слышны в голосе. Ведь горло напрямую связано с сексуальным центром.
Поэтому все зажимы читаются в голосе, и опытный коммуникатор легко считает ваши страхи и неуверенность.
Сделайте небольшой эксперимент. Обращайте внимание на голоса своих собеседников и спрашивайте себя: «Верю ли я ему?»
Особенно интересно обратить внимание, когда вроде бы вы ДОЛЖНЫ верить человеку, потому что он говорит правильные вещи, - но что-то внутри вас не хочет верить. Особенно опасно глушить это ощущение.
Дело в том, что 7% информации передают слова. 38% - голос, а 55% - язык тела.
Очень часто дети моделируют голоса своих родителей. Например, ворчливый и жалобный или резкий и крикливый.
А настоящий голос – в темнице.
«Я заколдован. На меня наложили заклятие. Мне нельзя появляться, со мной что- то страшное случится. Мне нужно прятаться под маской, она меня защитит».
К счастью, заклятие можно снять.
- Выводы:
1. У голоса нет своих убеждений. Он выражает ваши.
2. Зажатый голос – зажатая душа.
3. Если вы в глубине души не верите себе – вам не поверят другие, какие бы правильные слова вы не говорили. Если ваши слова сообщают одно, а голос – другое, вы передаете «спутанные сообщения».
4. Освобождая голос - вы освобождаете душу и позволяете ей зазвучать, заговорить, запеть.
Подписывайтесь на мой канал!