Найти тему
Профориентатор

Профориентация в школе, или чем занимается школьный психолог

Оглавление

Как вы думаете, кто отвечает за профориентацию подростка?

  • сам подросток?
  • родители?
  • школа?
Напишите нам в комментариях свой ответ

Вот по федеральному закону об образовании важнейшую роль в процессе самоопределения подростка должна играть школа.

Помощь в профессиональном самоопределении - одна из задач среднего образования
Помощь в профессиональном самоопределении - одна из задач среднего образования

Мы расспросили двух школьных психологов о том, сколько времени у них уходит на работу и, в частности, на профориентацию, что они успевают сделать, чтобы помочь подростку в выборе будущего образования и профессии?

Рассказ психолога в частной школе

Светлана Яшина, психолог в частной школе и профконсультант нашего Центра профориентации - ЦТР "Гуманитарные технологии"
Светлана Яшина, психолог в частной школе и профконсультант нашего Центра профориентации - ЦТР "Гуманитарные технологии"

"Я работаю в частной школе, руковожу психологической службой. В школе 3 психолога, 200 детей, около 15 человек в каждом классе. У нас, конечно, почти тепличные условия для психологической работы, в отличие от общеобразовательных школ. У меня много разной, часто сезонной работы. Например, май - это диагностика готовности детей к школе, собеседования детей. В сентябре адаптация 1, 5 и 10 классов. В октябре я начинаю профориентационную работу с разными классами. В среднем профориентация - это 10-15% моего рабочего времени. Я иногда провожу конкурсы, мастер-классы и тренинги для разных классов, чтобы они могли больше узнать о профессиях. Веду кружок по психологии для 6-8 и 9-11 классов.

-3

Часто использую бесплатные профтесты нашего Центра - тестирую детей. Родителям даю онлайн-анкеты, которые я составляю. Их проще потом анализировать, чем бумажные. У родителей спрашиваю, какие сильные стороны ребенка они видят, какой будет их реакция, если им не понравится профессиональный выбор ребенка и т.д. Большинство детей и родителей открыто для такого разговора.

Я веду статистику для каждого учащегося. С 8 по 10 класс каждый год провожу профдиагностику и пишу им рекомендации: что почитать и посмотреть о профессиях, какие направления, предметы ОГЭ и ЕГЭ, по моему мнению, им подходят. 80% детей потом следуют моей рекомендации по экзаменам.

В частной школе действительно благоприятные условия, здесь можно многое сделать, чтобы помочь ребенку с выбором профессии. Но это все равно по глубине и качеству это не сравнится с индивидуальной профконсультацией".

Рассказ психолога в общеобразовательной школе

Психолог, тренер ЦТР "Гуманитарные технологии", 1 год проработала школьным психологом в московской общеобразовательной школе
Психолог, тренер ЦТР "Гуманитарные технологии", 1 год проработала школьным психологом в московской общеобразовательной школе

После слияния московских школ у нас было 4 психолога на комплекс, то есть, примерно 1 психолог на 600-700 детей. Я курировала 2 корпуса (1 школу полностью и часть детей из другой). 85% рабочего времени я и мои коллеги посвящали работе с детьми с ОВЗ. Такие занятия должны проходить индивидуально или в микрогруппах, они требуют не только времени на занятие, но и ведения документации, подробных планов, отчетов и индивидуальных характеристик.

Оставшееся время у психолога уходит на работу с родителями, решение конфликтных ситуаций, проверку психологической готовности детей к ГИА (очень формальное тестирование, которое должно измерять уровень тревожности), адаптацию 1, 5 и 10 классов в сентябре. И только 0,001% времени можно было уделить профориентации.

Говорить о системной профориентации в общеобразовательной школе не приходится, нет наставничества, профтестирования и индивидуальной помощи в самоопределении. На это просто нет ресурсов.

Но есть профпробы
Но есть профпробы

Хотя могу сказать, что в нашей школе действовали партнерские отношения с колледжами и работодателями, где ребята могли пройти профессиональные пробы и научиться чему-то новому. Детям предлагали записаться, и те, кто хотели, шел на профпробы"

Расскажите, а получали ли вы или ваш ребенок в школе какую-то помощь в выборе профессии? Возможно, это были тесты, дополнительные занятия или экскурсии?