Блеяние козлят. Топот маленьких копыт по деревянному полу поутру. Жевание занавесок и часов. “Егор, мы есть хотим”. А, чтоб наверняка разбудить его, залазят к нему на кровать и “на тебе Егорушка пару раз копытцем по лицу”. А Егорушка не злится, он уже сидит с бутылкой молока в руках. Сейчас он всех накормит.
“Егор, Белку подрали!” - врывается хозяин. И вот молодой ветеринар уже сломя голову бежит в дом Николая Ивановича, владельца тренировочной станции для охотничьих собак, спасать любимое животное. Они все у него любимые. Открывает аптечку и со всем трепетом своего сердца, спокойно и бережно пытается вылечить искалеченного молодого алабая. Даже несмотря на то, что сам Иваныч уже не верит в спасение парализованной на одну лапу Белки и просит ее усыпить. А по лицу молодого ветеринара все понятно: “Ничего, мы выживем, мы всему научимся”, - думает он про себя. В этом весь Егор, которого сыграл Степан Девонин.
Роль одинокого, отрешенного от мира и живущего только любовью к животным, природе и преданностью к Николаю Ивановичу, Девонин отыграл замечательно. Да и сложилось тут все удачно: режиссер Наталья Мещанинова, жена актера, сам Степан недоучившийся ветеринар, поэтому в кадре у него так ловко получалось лечить животных. Ну, и родом актер из поселка Верхнеднепровский, поэтому деревенская тематика ему тоже близка. Как говорится, здесь все сложилось, как нельзя лучше.
Молодой ветеринар Егор, персонаж Девонина, прибился к чужой семье и теперь живет на протравочной станции в небольшом курене, напротив дома Николая Ивановича. Хозяйство здесь большое: козы, гуси, цыплята, барсуки, лисы, на которых натаскивают охотничьих собак. Во дворе даже северные олени вальяжно бродят, потому что станция почти что в лесу располагается. Хозяин ковчега — Николай Иванович, которого сыграл Дмитрий Поднозов. Его жену Нину - актриса Екатерина Васильева, дочку Даша- Яна Сексте, а маленького внучка Ваню - юный артист Витя Оводков.
Семейство живет своей жизнью. Нина занимается домашними делами, Николай работает на станции, а его дочка воспитывает сына. У каждого, с одной стороны, своя роль и своя жизнь, с другой - эта семья, как единый организм: все друг за друга горой и хоть у них в семье не принято проявлять нежные чувства, зритель все равно понимает, что в этой семье все друг друга любят. Они все помогали лечить Белку, вместе кормят собак, проблемы тоже решают обоюдно. А еще вспомним сцены ужинов. В фильмы они показаны несколько раз и сняты они так по-домашнему, так по-настоящему, что хочется присоединиться к ним, стать частью их семьи.
Именно этого так страстно желал Егор. Он приехал сюда, на станцию, подальше, в глушь, где его никто не сможет найти. Он сбежал от прошлого. От проблем с пьющей матерью, от драк с ней, и Бог знает, от чего еще. Он похож на Белку, на раненного доброго зверя, который приехал сюда залечивать раны. Но хоть он и уехал, прошлое не осталось позади, оно с ним, гложет его изнутри, ему стыдно за него и за себя. Иногда его прошлое напоминает о себе: то сообщают о смерти матери по телефону, то тетка приезжает узнать про наследство, то ненароком вспоминается несчастливое детство, когда грубая, но в душе добрая и любящая мать Даша, толкает Ванюшу в грязь за то, что ему просто весело. Напоминает оно о себе, потому что от себя не убежишь и от прошлого тоже.
Вокруг Егора жизнь кипит. А у него, у него будто нет ничего. Он — сплошная фигура умолчания, нервический тип. Мягкие манеры, хорошие руки, добрая, но искалеченная душа, жареные лисички в сковороде, любовь к эклерам и темный омут вместо прошлого. Зрителю то и дело дают в этот омут не заглянуть даже, а захлебнуться в нем. Сначала все спокойно и тихо, а потом “бум”, мягкий человек вдруг жестоко начинает избивать гринписовцев. Вновь спокойное течение жизни и вновь “бум”, Егор опять с жестокостью сбивает квадрокоптер и избивает пьяного Николая Ивановича. Он накопил в себе все обиды, боль, переживания и при малейшем касании они вырываются наружу. Например, сцена, когда ветеринар рыдает, узнав о смерти матери, или кадры, когда он убегает в лес вместе с Белкой. Все это непроизвольные животные инстинкты, которые просыпаются в Егоре, когда он чувствует опасность за себя, за своих близких, он готов их защитить всегда и везде, даже не смотря на то, к каким последствиям это может привести.
Егору трудно общаться с миром. Он асоциален. Он почти всегда молчит. Неловкие попытки отношений с дочерью хозяина Дашей, которые имели чисто физические, животные инстинкты, сошлись на нет опять же из-за травм детства. Когда Даша была готова ради своего сексуального удовлетворения с Егором не обращать внимания на крики своего родного сына Вани, который потерял свою маму среди ночи, это может многое сказать о человеке. И Егор в этот момент все понял.
С Николаем Ивановичем у него тоже не простые отношения, но это только по мнению Егора. Он вечно старается ему угодить, выполнять задания, сделать все, как можно лучше. Не спать всю ночь и охранять лисиц, чтобы их не выпустили “зеленые” - легко. Только вот Иванычу это не понравилось, а Егор, как всегда, разозлился. Он думает, что он не нужен своему хозяину, вожаку. Но на самом деле он нужен ему больше всех, только вот парень этого просто не понимал. Николай относится к нему, как к сыну, переживает за него, всегда приглашает на ужин, доверяет свое хозяйство. Но Егор, который в себе то не может разобраться, видимо так и не понял, что для Иваныча он как сын родной. Понимает он это только в конце, когда Егор, обласканный собаками, лежит с ними в вольере, а Николай ему говорит: “Ну, прости ты меня, Егор”. И по лицу молодого человека видно, что вот оно, это то, чего он всегда хотел, да, он нужен ему, он его любит, его приняли. И он теперь счастлив.
На протяжении всего фильма Егор лечил, учил ходить и плавать Белку. Метафора очевидна. Белка — это образ самого Егора, который на протяжении всей картины тоже “зализывает” свои раны, только душевные, учится “ходить” среди людей, “плавать” в потоке эмоций, чувств и переживаний. Пытается найти свое место в этой семье и, к счастью, находит. Несмотря на то, что с животными ему проще, он понимает их и без слов, любит их безвозмездно, так же, как и они его, он, как верный пес, все равно тянется к людям, ведь он все же человек.
Следует отметить и звуковую составляющую фильма. В нем нет песен и больших диалогов. Здесь на первый план выступают звуки. Звуки природы. Здесь все сопит, лает, пускает слюни, грызет, скулит, кукарекает, гудит и шелестит. А все благодаря дышащей камере Евгения Цветкова, которая создает эффект присутствия. В этом фильме происходит единение человека с природой. Мещанинова будто пытается доказать, что в каждом человеке есть животное начало и это неразрывно. А живописные кадры леса и бегающих животных, реки, деревянных домишек дополняют эту атмосферу единения человека и природы.
“Сердце мира” — это, по сути, фильм о рождении нового человека: взрослого, но так и не смирившегося с самим собой, живущего, но будто умершего внутри, бунтующего против себя и едва не ломающего тот мир, что дан ему в награду, потому что эта награда ему не по плечу. Но только, по его мнению. На самом деле он нужен этому миру, этой станции, этим людям и животным. Егору осталось лишь это понять. И он понял это, по-настоящему запершись в клетке. Тем самым оставив там все свое прошлое. И выйдя оттуда, он будет уже совсем другим человеком, обнаружив в себе то самое “сердце мира”, которое есть в каждом человеке, “сердце мира”, которое олицетворяет любовь: к людям, к природе и к самому себе.