Найти тему

"Сердце мира": фильм о рождении умершего человека

Блеяние козлят. Топот маленьких копыт по деревянному полу поутру. Жевание занавесок и часов. “Егор, мы есть хотим”. А, чтоб наверняка разбудить его, залазят к нему на кровать и “на тебе Егорушка пару раз копытцем по лицу”. А Егорушка не злится, он уже сидит с бутылкой молока в руках. Сейчас он всех накормит.

“Егор, Белку подрали!” - врывается хозяин. И вот молодой ветеринар уже сломя голову бежит в дом Николая Ивановича, владельца тренировочной станции для охотничьих собак, спасать любимое животное. Они все у него любимые. Открывает аптечку и со всем трепетом своего сердца, спокойно и бережно пытается вылечить искалеченного молодого алабая. Даже несмотря на то, что сам Иваныч уже не верит в спасение парализованной на одну лапу Белки и просит ее усыпить. А по лицу молодого ветеринара все понятно: “Ничего, мы выживем, мы всему научимся”, - думает он про себя. В этом весь Егор, которого сыграл Степан Девонин.

Роль одинокого, отрешенного от мира и живущего только любовью к животным, природе и преданностью к Николаю Ивановичу, Девонин отыграл замечательно. Да и сложилось тут все удачно: режиссер Наталья Мещанинова, жена актера, сам Степан недоучившийся ветеринар, поэтому в кадре у него так ловко получалось лечить животных. Ну, и родом актер из поселка Верхнеднепровский, поэтому деревенская тематика ему тоже близка. Как говорится, здесь все сложилось, как нельзя лучше.

Егор несёт щенка
Егор несёт щенка

Молодой ветеринар Егор, персонаж Девонина, прибился к чужой семье и теперь живет на протравочной станции в небольшом курене, напротив дома Николая Ивановича. Хозяйство здесь большое: козы, гуси, цыплята, барсуки, лисы, на которых натаскивают охотничьих собак. Во дворе даже северные олени вальяжно бродят, потому что станция почти что в лесу располагается. Хозяин ковчега — Николай Иванович, которого сыграл Дмитрий Поднозов. Его жену Нину - актриса Екатерина Васильева, дочку Даша- Яна Сексте, а маленького внучка Ваню - юный артист Витя Оводков.

Семейство живет своей жизнью. Нина занимается домашними делами, Николай работает на станции, а его дочка воспитывает сына. У каждого, с одной стороны, своя роль и своя жизнь, с другой - эта семья, как единый организм: все друг за друга горой и хоть у них в семье не принято проявлять нежные чувства, зритель все равно понимает, что в этой семье все друг друга любят. Они все помогали лечить Белку, вместе кормят собак, проблемы тоже решают обоюдно. А еще вспомним сцены ужинов. В фильмы они показаны несколько раз и сняты они так по-домашнему, так по-настоящему, что хочется присоединиться к ним, стать частью их семьи.

Егор с дочерью Николая
Егор с дочерью Николая

Именно этого так страстно желал Егор. Он приехал сюда, на станцию, подальше, в глушь, где его никто не сможет найти. Он сбежал от прошлого. От проблем с пьющей матерью, от драк с ней, и Бог знает, от чего еще. Он похож на Белку, на раненного доброго зверя, который приехал сюда залечивать раны. Но хоть он и уехал, прошлое не осталось позади, оно с ним, гложет его изнутри, ему стыдно за него и за себя. Иногда его прошлое напоминает о себе: то сообщают о смерти матери по телефону, то тетка приезжает узнать про наследство, то ненароком вспоминается несчастливое детство, когда грубая, но в душе добрая и любящая мать Даша, толкает Ванюшу в грязь за то, что ему просто весело. Напоминает оно о себе, потому что от себя не убежишь и от прошлого тоже.

Вокруг Егора жизнь кипит. А у него, у него будто нет ничего. Он — сплошная фигура умолчания, нервический тип. Мягкие манеры, хорошие руки, добрая, но искалеченная душа, жареные лисички в сковороде, любовь к эклерам и темный омут вместо прошлого. Зрителю то и дело дают в этот омут не заглянуть даже, а захлебнуться в нем. Сначала все спокойно и тихо, а потом “бум”, мягкий человек вдруг жестоко начинает избивать гринписовцев. Вновь спокойное течение жизни и вновь “бум”, Егор опять с жестокостью сбивает квадрокоптер и избивает пьяного Николая Ивановича. Он накопил в себе все обиды, боль, переживания и при малейшем касании они вырываются наружу. Например, сцена, когда ветеринар рыдает, узнав о смерти матери, или кадры, когда он убегает в лес вместе с Белкой. Все это непроизвольные животные инстинкты, которые просыпаются в Егоре, когда он чувствует опасность за себя, за своих близких, он готов их защитить всегда и везде, даже не смотря на то, к каким последствиям это может привести.

Егору трудно общаться с миром. Он асоциален. Он почти всегда молчит. Неловкие попытки отношений с дочерью хозяина Дашей, которые имели чисто физические, животные инстинкты, сошлись на нет опять же из-за травм детства. Когда Даша была готова ради своего сексуального удовлетворения с Егором не обращать внимания на крики своего родного сына Вани, который потерял свою маму среди ночи, это может многое сказать о человеке. И Егор в этот момент все понял.

С Николаем Ивановичем у него тоже не простые отношения, но это только по мнению Егора. Он вечно старается ему угодить, выполнять задания, сделать все, как можно лучше. Не спать всю ночь и охранять лисиц, чтобы их не выпустили “зеленые” - легко. Только вот Иванычу это не понравилось, а Егор, как всегда, разозлился. Он думает, что он не нужен своему хозяину, вожаку. Но на самом деле он нужен ему больше всех, только вот парень этого просто не понимал. Николай относится к нему, как к сыну, переживает за него, всегда приглашает на ужин, доверяет свое хозяйство. Но Егор, который в себе то не может разобраться, видимо так и не понял, что для Иваныча он как сын родной. Понимает он это только в конце, когда Егор, обласканный собаками, лежит с ними в вольере, а Николай ему говорит: “Ну, прости ты меня, Егор”. И по лицу молодого человека видно, что вот оно, это то, чего он всегда хотел, да, он нужен ему, он его любит, его приняли. И он теперь счастлив.

На протяжении всего фильма Егор лечил, учил ходить и плавать Белку. Метафора очевидна. Белка — это образ самого Егора, который на протяжении всей картины тоже “зализывает” свои раны, только душевные, учится “ходить” среди людей, “плавать” в потоке эмоций, чувств и переживаний. Пытается найти свое место в этой семье и, к счастью, находит. Несмотря на то, что с животными ему проще, он понимает их и без слов, любит их безвозмездно, так же, как и они его, он, как верный пес, все равно тянется к людям, ведь он все же человек.

Следует отметить и звуковую составляющую фильма. В нем нет песен и больших диалогов. Здесь на первый план выступают звуки. Звуки природы. Здесь все сопит, лает, пускает слюни, грызет, скулит, кукарекает, гудит и шелестит. А все благодаря дышащей камере Евгения Цветкова, которая создает эффект присутствия. В этом фильме происходит единение человека с природой. Мещанинова будто пытается доказать, что в каждом человеке есть животное начало и это неразрывно. А живописные кадры леса и бегающих животных, реки, деревянных домишек дополняют эту атмосферу единения человека и природы.

Егор ночует с собаками
Егор ночует с собаками

“Сердце мира” — это, по сути, фильм о рождении нового человека: взрослого, но так и не смирившегося с самим собой, живущего, но будто умершего внутри, бунтующего против себя и едва не ломающего тот мир, что дан ему в награду, потому что эта награда ему не по плечу. Но только, по его мнению. На самом деле он нужен этому миру, этой станции, этим людям и животным. Егору осталось лишь это понять. И он понял это, по-настоящему запершись в клетке. Тем самым оставив там все свое прошлое. И выйдя оттуда, он будет уже совсем другим человеком, обнаружив в себе то самое “сердце мира”, которое есть в каждом человеке, “сердце мира”, которое олицетворяет любовь: к людям, к природе и к самому себе.