Начало истории – здесь
Автор в предыдущем посте клялся, что всё, с политикой покончено, теперь уже только про королеву Мэри как таковую.
Вот.
Мэри, королева шотландцев (так формально звучит её титул – Queen of Scots), родилась 8 декабря 1542 года во дворце Лнлитгоу.
Мэри была довольно высокой девушкой, 180 см, однако. Конечно, не сразу, это годам к восемнадцати она так подросла.
Мэри хотела стать королевой Франции.
Или не хотела? Но впоследствии, уже взрослая Мэри признавалась, что Франция нравится ей гораздо больше, чем родная Шотландия. Впрочем, она и была наполовину француженкой.
Ну вот, наконец-то. 19 января 1544 года некая Катерина… Но это была не просто какая-то там Катерина, а Катерина, невестка короля Франции, супруга дофина (наследного принца) Анри, он же Генрих.
Эта вот вышеупомянутая Катерина 19 января 1544 года родила сына Франсуа (Франциска). То есть родила конкретно жениха для Мэри.
Отец будущего жениха, стало быть, дофин Анри, станет в 1547-м королём Франции Генрихом II. У его супруги Катерины, той самой, была жуткая просто девичья фамилия. Медичи. Но это всё так, левые подробности.
В Шотландии на тот момент рулила профранцузская партия. Ещё и католическая. Понятное дело, как означенный Франсуа родился, его сразу же, моментально, поженили с Мэри, королевой Шотландии.
Ну не совсем чтобы уже прям реально поженили.
Хотя почти что и реально.
За всё время существования «Старого Союза», антианглийского альянса между Францией и Шотландией, Франция только один раз ногой пошевелила, чтобы как-то помочь своему союзнику. Летом 1548 года очень сильный французский флот направился из французского порта Роскоф в Дамбартон (37 минут на поезде от Глазго). Туда и обратно.
С благой целью перевезти единственного пассажира.
Не единственного, конечно.
Всё-таки королевы в одиночку не путешествуют.
Пятилетняя Мэри, королева Шотландии направлялась к своему жениху, четырёхлетнему Франсуа, дофину Франции.
При королеве, хотя бы и пятилетней, должны быть фрейлины.
И таковые были.
Тоже пятилетние девочки. Из очень знатных шотландских семей, но не из самого высшего эшелона, не графские дочки.
Мэри Битон, Мэри Ситон, Мэри Флеминг, Мэри Ливингстон.
Читатель сам может угадать, какие женские имена были популярны в Шотландии XVI века.
Когда (не «если», а «когда»!) будете в Лнлитгоу и захотите пропустить рюмочку шотландского односолодового, а то и хаггиса укусить, зайдите в паб «Четыре Мэри» недалеко от королевского дворца. Очень так аутентично. Вроде как этот дом во времена оные принадлежал кому-то из родственников, не то Флемингам, не то Ливингстонам.
Да, нужно признаться, что на самом деле не все фрейлины королевы были пятилетними девочками. Мэри Ливингстон была постарше, ей было уже шесть.
Десять лет Мэри обреталась при французском дворе в качестве невесты дофина. Наконец, 24 апреля 1558-го, они всё-таки реально поженились.
То есть формально. А как реально – непонятно, детей по крайней мере не было.
Ага!
А незадолго перед этим коварные французы заставили Мэри подписать завещание, по которому она завещала корону Шотландии и свои права на корону Англии французскому королевскому дому. Если вспомнить, что у свекровки была девичья фамилия Медичи, то...
Жутковато становится.
Но как-то утряслось. Забегая вперёд, свекровка Катерина в тот период, когда Мэри была королевой Франции, уступала ей дорогу, чуть ли даже не лебезила. А когда сын её умер, то сразу послала бывшую невестку на...
Вот недотёпа-то итальянская, у неё была ещё целая толпа сыновей, а корона Шотландии, она всё-таки много чего стоит. Да плюс ещё права на английскую.
Теперь о рыцарских турнирах, династии Валуа и щепках.
В те времена, уже вторая половина XVI века, убить рыцаря в качественных доспехах без применения артиллерии было очень и очень проблематично. Куда ни бей, всюду железо. Даже пули редко когда могли взять, а уж чтобы копьём – вообще нонсенс.
Однако король Франции Генрих II сподобился. На турнире (на турнире, не в сражении!) заполучил щепку от сломанного копья в глаз. И всё, и знаменитейшие врачи не спасли.
Благодаря такой невероятной случайности Мэри всё-таки стала королевой Франции.
То есть королём стал её супруг Франциск II, а она, значит, с ним вместе.
На тот момент Франциску было 15 лет, а Мэри – 16. Вроде как бы уже и могли бы...
Но наследников у них не было и не предвиделось.
Эти Валуа, особенно в XVI веке, вообще какие-то слабосильные были, дохли, как мухи. Уже в такой короткой статье третий труп намечается. Да и вообще. Автор когда-то писал о разгильдяях-неудачниках Стюартах. Теперь вот, после того, как с Валуа чуть поближе познакомился, кажется, что Стюарты ещё молодцы.
По крайней мере Мэри при всех её недостатках и заморочках была в сто раз круче своего незадачливого супруга, умершего в возрасте 16 лет от какого-то паршивого свища в ухе.
Злобная свекровка Катерина сразу же (ну почти сразу, всё-таки приличия) выгнала Мэри из Франции. И ладно ей Мэри не нравилась. Но корона Шотландии, которую Мэри носила, и корона Англии, на которую реально могла претендовать, вроде как должны были нравиться.
Да нет вот. Неограниченная власть во Франции затуманила разум.
Автор тут упоминал зловещую девичью фамилию свекровки – Медичи. Но ради справедливости стоит упомянуть, что она же – правнучка Лоренцо Медичи Великолепного, знаменитого покровителя искусств, культур и прочих наук, поэта и харизматического главы Флорентийской республики.
А ещё выше проскальзывало что-то о правах Мэри на корону Англии.
Придётся объясниться.
Маргарет Тюдор, дочь короля Англии Генриха VII и сестра Генриха VIII была замужем за королём Шотландии Джеймсом IV. Это ещё не все её подвиги, но пока что на этом остановимся.
Упомянутая Маргарет – родная бабушка королевы Мэри.
Вроде как довольно-таки дальняя родня, седьмая вода на киселе.
Но.
На данный момент, 1560-й год, Англией правит линия Генриха VIII.
Генрих VIII был плохим семьянином в отличие от короля Шотландии Роберта II, наплодившего целое графство. У Генриха было целых шесть жён, но только трое детей.
Эдвард VI, неудавшийся жених королевы Мэри, умер в 1553-м, в возрасте 15 лет, без наследников.
Мэри I (Кровавая Мэри) – умерла в 1558-м без наследников.
Элизабет. Пока что царствует и процветает. Но ей уже 27, однако, а она не замужем и замуж как бы даже и не собирается. И вообще за эти годы по случайным связям давно бы уже залетела и родила, никуда бы не делась. Но нет. Что-то, значит, не так.К
И ещё.
Элизабет – протестантка. Мэри – католичка. Тут есть хорошие варианты для ловли рыбки в мутной воде.
Элизабет – дочь младшего брата. Мэри – внучка старшей сестры.
А, да. Мама королевы Элизабет, небезызвестная Энн Болейн, казнена по обвинению в супружеской измене. Есть о чём поразмыслить.
Не, ну всё ж не факт, не основа, седьмая вода. Но если бы Элизабет вдруг случайно, как бы непонятно этого того... Все люди смертны. Даже королевы.
Да ладно. Никаких альтернатив, никаких виртуалей, проехали, а то можно ещё так далеко забрести, хуже чем за морскими котиками.
Королева Мэри возвращается в родную Шотландию.