6,6K подписчиков

Сен-Сансционная музыка

318 прочитали

Рубрика "Классики и современники" вновь знакомит вас с примерами проникновения академической музыки в современные мелодии и ритмы эстрады и кино.

Как вы уже догадались, речь пойдёт о замечательном французском композиторе Камиле Сен-Сансе. К большому сожалению, большинству слушателей он известен лишь по одной работе, которую сам композитор считал несерьёзной и недостойной прижизненной публикации.

Однако, после смерти автора никчёмный цикл "Карнавал животных" отодвинул на второй и даже третий план более достойные произведения. Поэтому, о нём больше ни слова .

Пляска смерти

Это третья по счёту симфоническая поэма Сен-Санса, получившая особенную популярность. Конечно, не такую как "Карна ... Что? Опять?

Молчу, молчу, молчу.

Первоначально композитор написал романс на стихи Анри Казалиса и лишь через год использовал музыку для поэмы. Отзывы на неё очень контрастные.

Клод Дебюсси снисходительно:

Игра ритма и тембров сохраняет в этой музыке свою любопытную живость, и г-н Сен-Санс не будет на меня в обиде, если я осмелюсь сказать, что он подавал здесь надежду стать очень большим музыкантом.

Модест Петрович Мусоргский безапелляционно:

Сен-Санс утилизирует камерную миниатюру и доходит в этом деле до такой стойкости, что являет в богатых оркестровых силах крошечные мыслишки, навеянные крошечным стихоплётом, и называет эту крошку "Danse macabre".

Пётр Ильич Чайковский сдержанно:

в его симфонической поэме "Danse macabre", столь понравившейся нашей публике, проглядывает богатая ресурсами творческая фантазия, умеющая не только изобресть оригинальную музыкальную идею, но также и облечь её в самую соблазнительно-красивую форму.

Василий Сергеевич Калинников восторженно:

Это такая ... вещь, что ... У нас с Сапожниковым просто волосы дыбом встали. А мне стало до того жутко и страшно, что я боялся закричать. Нервы так были раздражены, что я боялся как бы не упасть в обморок ...

Вы могли слышать "Пляску смерти" в финале телевизионной игры "Что? Где? Когда?" в интерпретации рок-группы Ekseption, а также в мультипликационных фильмах "Малыш и Карлсон" и "Незнайка на Луне".

Тандем пионеров электронной музыки Жан-Жак Перри и Гершон Кингсли включили обработку "Пляски смерти" в свой альбом 1966 года "The in Sound From Way Out!" под титлом "Spooks in Space" ("Призраки в космосе").

Третья ария Далилы из оперы "Самсон и Далила"

Дуэт Самсона и Далилы из второго акта оперы - настоящее сокровище мирового искусства. Но сначала Далила поёт обольстительную арию "Mon coeur s'ouvre a ta voix" ("Моё сердце открывается звуку твоего голоса"). Главная задача жрицы бога Дагона состоит в том, чтобы узнать "в чём сила" предводителя иудеев Самсона. Для этого она готова на всё.

Музыка арии изящна, легка и поэтична, таинственные мерцания засурдиненных струнных оттеняются нежными подголосками деревянных. Но, как подмечают некоторые музыковеды, ей недостаёт теплоты. Что не удивительно, Далила абсолютно неискренна в своих признаниях.

Сен-Санс даже коварство умудряется передать прекрасной мелодией.

Французский музыковед Жюльен Тьерсо так отзывался о мелодике оперы:

Пение разливается в ней широкой волной. Невольно спрашиваешь себя, откуда это странное заблуждение современников, кричавших: "Здесь нет мелодии"! И это говорится, когда перед нами развертывались страницы обольщения Далилы ... Даже итальянское bel canto не создавало ничего подобного. Эти фразы большого дыхания, друг с другом связанные, свободно разворачиваются, создавая рисунок широких линий, замечательно оформленный, вызывающий в памяти образцы античного искусства.

Музыка арии широко использовалась в эстрадных песнях в исполнении Херба Джеффриса, Стива Лоуренса, Джерри Вейла и Джеки Уилсона.

Также её можно услышать в фильме Сергея Михалкова "Солнечный удар".

В 1994 году британский музыкант Малкольм Макларен выпускает двойник "Paris", где в дуэте с Катрин Денёв исполняет англо-французский коктейль "Paris, Paris", в основе которого лежит музыка арии.

Симфония № 3 до минор

Именуемая также "Симфонией с органом". После первого исполнения, выходя из зала, крайне возбуждённый Шарль Гуно громогласно заявил:

Вот французский Бетховен.

Сам композитор считал своё детище высшим достижением, повторяя:

Я дал тут всё, что мог дать ... и то, что я сделал тогда, я уже не сделаю снова.

Калиников вновь в пищит от восторга:

Симфония эта по глубине вдохновения - одно из лучших произведений Сен-Санса и представляет собою чудо техники и инструментовки. Употребление фортепиано и органа в этой симфонии как оркестровых инструментов более нежели уместно.

Необычна форма симфонии, в ней только две монументальные части.
В музыке композитор достигает предельной ясности и простоты посредством широты размаха симфонического развития.

Использование в симфонии органа не должно наводить на мысль о некой набожности композитора. Как и многие романтики, Сен-Санс был арелигиозен и полагал, что "по мере того, как наука идёт вперёд, бог отступает". Другое дело, что в кульминационные моменты страданий и скорби, даже неверующие люди машинально обращаются к знакомым с детства религиозным образам. Ибо - человек слаб.

А у меня опять интернациональный дуэт.

Шотландский певец Скотт Фицджеральд и голландская певица Ивонн Кили в 1978 году обработали мелодию из второй части симфонии в ритмах реггей. Получилась песня "If I Had Words" ("Если бы у меня были слова").

Кто смотрел киноистории об осиротевшем поросёнке Бейбе, могли слышать эту песню там.

Считается, что многое из написанного Сен-Сансом оказалось нежизнеспособным и кануло в небытие. Несмотря на значительный творческий багаж, музыка композитора всё ещё остаётся недооценённой.

И это грустно. Кстати, в моём рейтинге величайших композиторов всех времён и народов, рассчитанных по ФОН (Формула "Океана между Нот") Сен-Санс занял 12 место, опередив Дворжака, Бриттена и Чайковского. Ссылка в каталоге.

Камиль Сен-Санс
Камиль Сен-Санс

Традиционная несмешная байка:

Однажды Сен-Сансу пришлось дирижировать в Лионе концертом, составленном из своих сочинений. После нескольких репетиций композитор убедился, что почти никто из музыкантов не посещает их аккуратно: одному нужно было играть на балу, другому представлялось более выгодным работа в театре …
Лишь один литаврист являлся пунктуально и репетировал очень прилежно. Когда закончилась последняя репетиция, Сен-Санс подошёл к нему, пожал руку и поблагодарил за усердие. К удивлению композитора, музыкант сильно смутился:
- Не за что меня благодарить, маэстро. Я получил огромное удовольствие на ваших репетициях, но … на концерте за меня будет играть другой.
У меня на этот вечер уже запланирован бал.

При подготовке публикации использованы материалы книги Юлия Анатольевича Кремлева. "Камиль Сен-Санс".

Каталог всех статей, нарративов и видео.

Благодарю всех за лайки, интересные комментарии и репосты в социальных сетях.