Найти тему

Наиболее возможные истоки Запорожской Сечи.

Весьма хорошее владение казаками холодным оружием (на уровне «рядового воина»), а также их стойкость и психологическая непримиримость к противнику (эти черты очень важны для воина, но могут отсутствовать у простого крестьянина), как раз, косвенно, и могут "психологически" указывать на ОЧЕНЬ БОЛЬШУЮ ВЕРОЯТНОСТЬ создания Сечи бывшими рядовыми дружинниками из Киева. Или - обученными ими потомками.

То есть: военные умения Сечи, как и её «воинский дух», могли быть передаваемы поколениями от отцов - к детям. Начиная с падения Киева в 1240 году. От выживших «после Мамая», и вынужденно осевших на земле «крестьянами», дружинников-предков.
Одеяния русского воина-дружинника 13-14 веков.
Одеяния русского воина-дружинника 13-14 веков.

Так что князь Вишневецкий не «создавал Сечь». Она, отдельными очагами в различных местах (как самозащита народа от мелких набегов ближних соседей-работорговцев), уже давно создалась сама по себе: одним только народным желанием и веяниями такой необходимости того времени.

Начавшись от падения Киева из-за удара монголов. Которые, позже обложив данью всех остальных, временно покорившихся судьбе, Киев просто разбили до основания и бросили. И народ малороссийский, утеряв ранее выстроенную над ним княжескую власть и свою защиту княжеской дружиной, остался один на один с недружественными Руси соседями.

Причина полного разгрома Киева может крыться в том, что изначально поход Батыя на Русь (как частность других монгольских походов) 1237-1240 годов, вероятно, был продиктован даже не желанием монгол «обогатиться». А нечто значительно большим: желанием «всемирной власти». Поэтому у них не было задачи «оставлять недобитых, чтоб потом брать с них дань». Непокорных они просто уничтожали и бросали.

Ибо один город или народ, в сравнении с "властью над миром", НИЧЕГО для них не значил. Зато его уничтожение должно было "стать уроком" для других противников Орды. Чтобы сломить у тех волю к защите.

Монгольская армия не была «дикой». Это была передовая, на тот период конца 12-14 веков, армия весьма развитого азиатского общества. Подобно Европе, например. Которая давно знала передовые денежные отношения. (Для сравнения: у народов Кавказа, даже в период «Кавказской войны» России 1817-1864 годов, процветала отсталая «меновая торговля»). На фото же - серебряные монеты Золотой Орды 13-14 веков.
Монгольская армия не была «дикой». Это была передовая, на тот период конца 12-14 веков, армия весьма развитого азиатского общества. Подобно Европе, например. Которая давно знала передовые денежные отношения. (Для сравнения: у народов Кавказа, даже в период «Кавказской войны» России 1817-1864 годов, процветала отсталая «меновая торговля»). На фото же - серебряные монеты Золотой Орды 13-14 веков.

Но когда дело со «всемирной властью» у монгол «не выгорело», то у них, как реальная польза от былых походов, осталась одна только возможность: собирать «дань» с ранее покорившихся.

Этому способствовала разрозненность последних. Которая лишала их сил перед уже слабеющей Ордой. Вся Русь (за исключением скрытого лесами и болотами Новгорода), претерпевшая один из самых сильных военных ударов в мире и опасаясь повторения нашествия Золотой Орды, начала платить ей дань где-то с 1260 по 1480 года (дань монголами была востребована спустя 20 лет после падения Киева). И такой период нашего «откупа от войны» и постепенного «вставания Руси с колен» составил более 200 лет.

Отсюда следует, что «сама Сечь» могла зарождаться очень медленно. Начиная с малого: от передаваемого немногочисленными выжившими воинами-дружинниками военного мастерства своим детям и внукам. И делали они это ввиду исключительной необходимости научить потомков отстаивать свой дом от небольших отрядов залетных грабителей. А своих родных - от угона в рабство.

«Продажа ребенка-невольника».                                                                    художник В. Верещагин.                                                                Эта более его поздняя картина (в сравнении с рассматриваемыми в статье событиями) относится к Туркестану. Но в Крыму (который в период Крымского ханства и Османской империи был даже «европейским центром» работорговли), скорее всего, это «дело» выглядело приблизительно так же, как на картине.                                                                                           Рабов продавали обнаженными для того, чтобы была возможность покупателю определить визуально уровень здоровья и телесных качеств покупаемого раба или рабыни. По прямой аналогии торговли животными, у которых даже "зубы смотрели". (У рабов, кстати, тоже смотрели: товар же надо правильно оценить).                                                                                                                                                                        Чтоб понять весь трагизм этой "спокойной и умиротворенной" картины, где ребенок спокойно выполняет то, что ему говорят взрослые, представьте, что вот так, неизвестно кому, продают вашего сына. Или - маленького брата.
«Продажа ребенка-невольника». художник В. Верещагин. Эта более его поздняя картина (в сравнении с рассматриваемыми в статье событиями) относится к Туркестану. Но в Крыму (который в период Крымского ханства и Османской империи был даже «европейским центром» работорговли), скорее всего, это «дело» выглядело приблизительно так же, как на картине. Рабов продавали обнаженными для того, чтобы была возможность покупателю определить визуально уровень здоровья и телесных качеств покупаемого раба или рабыни. По прямой аналогии торговли животными, у которых даже "зубы смотрели". (У рабов, кстати, тоже смотрели: товар же надо правильно оценить). Чтоб понять весь трагизм этой "спокойной и умиротворенной" картины, где ребенок спокойно выполняет то, что ему говорят взрослые, представьте, что вот так, неизвестно кому, продают вашего сына. Или - маленького брата.

Как известно, «Один в поле - не воин!». И отстаивать свои дома, раскиданные по степи, было возможно не отдельными семьями, а хотя бы небольшим коллективом мужчин. Против серьезного войска воевать так не получится. Но против грабежа сработает метод «нахождения и физического уничтожения» отдельных мелких отрядов противника. Вдруг появившихся в этих местах в поисках славян, как пленников-рабов.

И развиваться, постепенно «зреть» в стычках и на сборах в разных местах, будущая Запорожская Сечь могла в течение более двухсот лет разрозненными пунктами весенне-летних «казацких сборов».

На период поздней слякотной осени и снежной зимы, когда «поиск рабов в Руси» жадные соседи прекращали, казак возвращался домой. Где спокойно жил до следующей весны. Такие народные разрозненные мужские сезонные «заставы», защищавшие каждая по несколько своих родных ближайших населенных пунктов (оставшиеся одними на лето женщины работали сообща сами), до поры до времени вполне оправдывали свое существование.

Поэтому, если следовать ЭТОЙ логике самообразования Сечи, то тогда и существование «древнего вече» в Запорожской Сечи АБСОЛЮТНО ПОНЯТНО. И - органично В НЕЁ ВПИСЫВАЕТСЯ. Понятно и то, ПОЧЕМУ князья и гетманы, ничтожно умаляя привычную им собственную власть над людьми, покорно подчинялись казачьему вече. (Древнему славянскому собранию-«кругу»).

Ведь как-то иначе, кроме вече, просто было бы невозможно договариваться между собой простым людям. Они и командиров на время, лучших из своих рядов, привыкли так себе выбирать. (А Великая Русь, в те времена, ещё ни чем не могла помочь Малой Руси: сама была крайне слаба.)

Лишь затем к малороссийской Сечи (уже созданной простолюдинами в "разрозненном" виде, а также путем дальнейших переговоров с казаками и «оформленной воедино» князем Вишневецким) «подтянулись» другие польские гетманы. Которые были к ней географически много ближе, чем Москва. Они и начали периодически вставать во главе уже «готового войска». Будучи избранными на этот пост в результате своего высказанного желания, а затем голосования за них малороссийских рядовых казаков.

Дело в том, что военное искусство на месте не стояло. И простым малороссам, чтоб побеждать организованные недругами военные набеги (которые все чаще несли характер «укрупнения отрядов»), уже было мало смелой, но небольшой «вооруженной ватаги» из десятка-двух храбрецов.

Практика казачьих «разъездов», как вид несения службы с правом принятия собственных решений на месте, надо полагать, появилась у казаков в Малороссии. И - задолго до момента этого фото. А именно - в период "разрозненной" Сечи, до появления Хортицы.                                                                                                                            Разъезды, как таковые, были эффективны для осмотра территории, выявления и ликвидации небольших групп противника на больших просторах. Такая практика небольших по численности «военных дозоров» (превышающая по численности людей в «разведке») наиболее хорошо подходила именно для степных мест с холмами.                        Разъезд мог сутками и неделями пропадать в степи, объезжая большую площадь. Высматривая следы на дорогах, контролируя целостность поселений и расспрашивая поселенцев о возможно виденном ими вдалеке противнике.                                                                                                                                   Воду казакам и их коням давали колодцы, ручьи и реки. Пищу - степь, костер, охота, рыбалка на водоемах и гостеприимные родные поселки. Кров - личная одежда, шалаши и поселения.                                                                                                                                                             Увидав же что «подозрительное», казаки, взвесив свои имеющиеся силы и силы обнаруженного противника, нападали на него. Или - посылали гонцов за помощью, чтоб потом сообща разбить противника, имеющего значительный численный перевес.
Практика казачьих «разъездов», как вид несения службы с правом принятия собственных решений на месте, надо полагать, появилась у казаков в Малороссии. И - задолго до момента этого фото. А именно - в период "разрозненной" Сечи, до появления Хортицы. Разъезды, как таковые, были эффективны для осмотра территории, выявления и ликвидации небольших групп противника на больших просторах. Такая практика небольших по численности «военных дозоров» (превышающая по численности людей в «разведке») наиболее хорошо подходила именно для степных мест с холмами. Разъезд мог сутками и неделями пропадать в степи, объезжая большую площадь. Высматривая следы на дорогах, контролируя целостность поселений и расспрашивая поселенцев о возможно виденном ими вдалеке противнике. Воду казакам и их коням давали колодцы, ручьи и реки. Пищу - степь, костер, охота, рыбалка на водоемах и гостеприимные родные поселки. Кров - личная одежда, шалаши и поселения. Увидав же что «подозрительное», казаки, взвесив свои имеющиеся силы и силы обнаруженного противника, нападали на него. Или - посылали гонцов за помощью, чтоб потом сообща разбить противника, имеющего значительный численный перевес.

Это в «ватаге» - каждый сам себе и герой, и сам себе командир в бою. Что вполне приемлемо для небольших стычек. Но, к периоду образования Сечи на Хортице, одного геройства стало мало. Там уже остро требовались грамотные в военном деле командиры. Способные не просто «проявлять смелость в рубке», а организовать разумную тактику предстоящего боя.

Как говорилось ранее, Сечь не сразу появилась на Хортице. (Да ещё появилась как бы «ни с того, ни с сего, на ровном месте», если только «поверить» в гипотезу «исключительного образования Запорожской Сечи князем Вишневецким»). Подобные сборы казаков - только более мелкие, раскиданные по всей Малороссии - существовали задолго до Хортицы и рождения князя Вишневецкого.

А когда появилась необходимость реорганизации у «НИЗОВ» (вместо ряда мелких очагов сопротивления выгоднее стало бы иметь «одну мощную Сечь», находящуюся в "ключевом месте" ), а у «ВЕРХОВ» (в данном случае - у князя Вишневецкого) - необходимость создать защиту своему княжеству с крымско-кавказского направления (и, одновременно, обезопасить княжество от не совсем предсказуемых «вольных казаков», желательно «возглавив» их, одновременно получив себе войско), то вот ТОГДА «единая» Запорожская Сечь и появилась.

Хортица, надо сказать, как раз географически и находится в "ключевом месте". Как для казачьего дела защиты своих очагов, так и для княжеского дела защиты своих владений.

«Рождение» Запорожской Сечи стало результатом разумного "компромисса" между малообразованными самостоятельными малороссийскими «низами», испытывающими нужду в грамотном руководстве обученными людьми (что снизило бы их боевые потери и повысило бы их эффективность боя), и желающими править ими, в своих интересах, польскими образованными «верхами».

Иллюстрация вечевого «круга», как «общего сбора, собрания» для решения сообща важного вопроса. В круге все ведут себя активно: говорят, жестикулируют. Кто-то призывает "за!", кто-то разводит руками в сомнении. Обратите внимание, что люди "за кругом" (которые находятся далеко: за рекой, в морях на ладьях, работают и так далее) тоже как бы "наблюдают" за кругом. И, безусловно, они "подтянутся" к этому кругу. То есть - согласятся с принятым на нем решением. Хотя сами на вече не присутствуют. У современного казачества подобное «общее собрание-вече» по-прежнему называется «кругом».
Иллюстрация вечевого «круга», как «общего сбора, собрания» для решения сообща важного вопроса. В круге все ведут себя активно: говорят, жестикулируют. Кто-то призывает "за!", кто-то разводит руками в сомнении. Обратите внимание, что люди "за кругом" (которые находятся далеко: за рекой, в морях на ладьях, работают и так далее) тоже как бы "наблюдают" за кругом. И, безусловно, они "подтянутся" к этому кругу. То есть - согласятся с принятым на нем решением. Хотя сами на вече не присутствуют. У современного казачества подобное «общее собрание-вече» по-прежнему называется «кругом».

И польская образованная «знать», «дело командирское» хорошо знающая, обучаемая военному делу "лидера" с детства, но войска своего не имеющая (из-за своего личного обеднения, появившегося в результате бесконечной дележки, между многочисленными потомками, совсем не резиновых родительских богатств и земельных наделов на территории Польши), прекрасно подходила для такого дела. Тем более, польские законы вполне позволяли её знати подобную деятельность по самостоятельному нахождению себе земель и войска.

(Про донское казачество здесь говорить не будем, так как основная тема ряда этих отдельных статей: «Появление кефира». К чему, по мнению автора канала «Азбука кулинарного дилетанта», по воле судьбы имеют отношение (как минимум, имеют косвенное отношение) не донские, а именно кубанские казаки. То есть - бывшие запорожские. От того мы и рассматриваем здесь их историю.

Ведь на этом канале, обучающему простому приготовлению пищи, рецепты рассматриваются вместе с краткой «историей продуктов». Которые в рецепты эти входят. Что дает нам возможность прочувствовать уважение к этим "простым" продуктам и ощутить "пульс" истории своей пищи. Не отделимой от истории народа).

Далее ЗДЕСЬ: «Россия, Запорожская Сечь и польский интерес». Начало цикла статей ТУТ. Использованы иллюстрации из открытых источников. Работу автора, если она вас заинтересовала, просьба оценивать такими лайками: 👍 👎.