Здравствуйте уважаемые читатели и подписчики моего канала. Несколько дней назад на моем канале «Москва памятная» была опубликована статья «Ваганьковское кладбище и не только. Где похоронены любимые женщины Сергея Есенина»вызвавшая большой интерес и множество откликов с вашей стороны. Не скрою мне очень приятно, что многие из вас разделяют мой интерес к жизни и творчеству великого поэта земли русской и поэтому, я решил продолжить эту тему.
Сегодня мы поговорим о женщине, с которой у Есенина не было физической близости, но она стала для него Музой, сподвигшей на написание прекрасных стихов которые и сегодня спустя столетие после написания восхищают нас своей чистотой и лиризмом.
Это стихотворение, поэт посвятил своей землячке, жительнице села Константиново.
Кашина Лидия Ивановна (1886-1937)
Первая юношеская любовь поэта. Именно она стала прототипом главной героини поэмы «Анна Снегина».
…Иду я разросшимся садом,
Лицо задевает сирень.
Так мил моим вспыхнувшим взглядам
Погорбившийся плетень.
Когда-то у той вон калитки
Мне было 16 лет,
И девушка в белой накидке
Сказала мне ласково: "Нет!"
Далекие, милые были.
Тот образ во мне не угас.
Мы все в эти годы любили,
Но мало любили нас.
Как и героиня поэмы Лидия Ивановна Кашина в девичестве Кулакова была местной помещицей владелицей дома с мезонином и земельных угодий вокруг.
Помещичий дом в селе Константиново 1911 год.
Принято считать, что в царской России помещик это обязательно дворянин, наделенный земельным уделом и крестьянами за службу государю или получивший поместье в наследство.
Однако на рубеже 19 и 20-го веков картина стала меняться. Вспомните того же Лопахина из «Вишневого сада».
«…Я купил имение, где дед и отец были рабами, где их не пускали даже в кухню…».
Похожая ситуация была и в Константиново. Отец Лидии Иван Петрович Кулаков был выходцем из крестьян Рязанской губернии. Мальчишкой, отправившись в Москву на заработки, он начал свою карьеру буфетчиком в знаменитом трактире «Каторга». Согласно сохранившимся документам в 1875 году в возрасте 27 лет он был причислен «… в Московское 2-й гильдии купечество».
Спустя еще несколько лет он был владельцем целого подворья двухэтажных ночлежных домов на знаменитой Хитровке.
Прекрасно знакомый с ним Владимир Гиляровский писал, что количество обитателей «Кулаковки» в отдельные годы достигало 10000 человек. Именно сюда водил в свое время актеров МХТ Станиславский для изучения типажей героев пьесы «На дне».
В 1897 Иван Петрович Кулаков стал владельцем усадьбы в селе Константиново.
Как самый уважаемый и зажиточный человек в селе, Кулаков был попечителем Константиновской школы. На его средства в селе было построено новое здание школы и в церкви Казанской Божией Матери был установлен деревянный дубовый иконостас.
Дочь Лидия и сын Борис получили прекрасное образование . Она с отличием окончила Александровский институт благородных девиц, а её брат два факультета Московского университета – исторический и юридический.
В 1905 году Лидия Кулакова вышла замуж за директора Константиновской школы Николая Петровича Кашина, от которого родила двоих детей, сына и дочь. В 1911 году после смерти отца она становится владелицей поместья.
Неизвестно было ли в действительности пылкое объяснение юного Сережи Есенина в любви молодой помещице или эта сцена лишь плод поэтического воображения.
Однако совершенно точно известно, что уже будучи известным поэтом Есенин приезжая в родное село бывал в доме с мезонином и читал хозяйке свои стихи.
В отличие от героини поэмы Лидия Ивановна не бежала за границу , и муж её не был офицером погибшем на гражданской войне.
Супруги просто уехали в Москву, поскольку имение подлежало национализации.
По воспоминаниям сестры поэта Александры Александровны крестьяне готовы были разграбить и сжечь усадьбу Кашиных, и только решительное вмешательство Есенина предотвратило погром.
Специально приехав из Москвы, он выступил с пламенной речью на сельском сходе:
"Растащите, разломаете все, и никакой пользы! А так хоть школа будет или амбулатория. Ведь ничего нет у нас!"
Через год в "доме с мезонином" был открыт медпункт, а потом в нем поселились учителя, преподававшие в местной школе.
Ныне в усадьбе находится «Музей поэмы «Анна Снегина» входящий в музейный комплекс «Государственный музей-заповедник С.А. Есенина»
В Москве супруги поселились в одной из квартир дома принадлежавшего до революции их семье.
Николай Петрович Кашин к тому времени ставший известным ученым, исследователем творчества А.Н. Островского стал одним из первых Красных профессоров. Лидия Ивановна нанялась на службу в управление связи Красной Армии. Работала машинисткой.
В 1922 году ее взяли на работу в издательство недавно основанной газеты "Труд". Редакции были необходимы хорошо образованные, грамотные люди.
Лидия Ивановна в течение пяти лет исполняла обязанности корректора, а потом - литературного редактора. Есенин неоднократно навещал Кашиных в их московской квартире.
Во времена «большого террора» в 1936 году профессор Кашин был арестован. Лидия Ивановна также подверглась аресту, но была освобождена по состоянию здоровья. Скончалась в 1937 году.
Похоронена на 11 участке Ваганьковского кладбища.
Как говорится «круг замкнулся». Поэт и «предмет его юношеского обожания» навсегда оказались рядом, на знаменитом московском погосте.
Далекие, милые были!
Тот образ во мне не угас.
Мы все в эти годы любили,
Но, значит, Любили и нас.
Уважаемые читатели и подписчики моего канала, в ближайшее время я хочу рассказать вам о взаимоотношениях Есенина с другой его музой Августой Миклашевской. Хотелось бы знать будет ли вам это интересно?
А пока до свидания и до новых встреч.