«Город – это улей, в котором
собран мёд цивилизации» (М.Горький «Жизнь Клима Самгина»)
Всю свою сознательную жизнь я прожил в Ленинграде – Санкт-Петербурге. Приехав (по воле родителей) в 14 лет в большой город из Тверской глубинки, я жадно впитывал знания, часами просиживая в читальном зале библиотеки, гулял по городу, восхищаясь архитектурными шедеврами, памятниками.
Позже, в 15-16 лет, стал увлекаться танцами, посещал танцевальные вечера – в ДК Работников связи, где преподавали бальные танцы, в Мраморном зале Дворца культуры им.С.М.Кирова. Там давали концерты и профессиональные артисты. И именно в Мраморном зале я впервые услышал, как поет ансамбль «Дружба». #Эдита Пьеха, юная, стройная, в розовом платьице, напевала: «Червонный автобус»,.. и др. Надо признаться, мне нравятся более высокие голоса, но позже я понял, как умеет певица подбирать репертуар в соответствии со своими вокальными возможностями.
* * *
- Академический театр им.Пушкина, знаменитая «#Александринка!» Там мне посчастливилось наблюдать игру Николая Константиновича Черкасова в пьесе «Бег». Он исполнял роль генерала Хлудова.
Василий Васильевич Меркурьев запомнился в пьесе «Сын» (автора пьесы не помню). Самый высокий в театре, - как говорили о нём, - могучего телосложения.
Бруно Фрейндлих, отец Алисы, играл заглавную роль в драме Г.Ибсена «Пер Гюнт». звучала «Пляска Анитры» … Позже я приобрёл пластинку с музыкой Э.Грига к этой драме.
- Театр Комедии! Там священнодействовал великий сатирик #Райкин. Я от души смеялся над его остроумными репризами. Но артист мог играть и лирические сцены, он заставлял сопереживать, играя, например, старого, умудренного жизнью человека (к/ф «Мы с вами где-то встречались»).
- Я приобрёл абонемент в Малый зал Филармонии на цикл концертов «Русская классическая музыка». Я очень благодарен судьбе за то, что не оставила меня равнодушным к музыке. Я слушал великолепную игру виолончелиста Мстислава Ростроповича, скрипача Бориса Гутникова.
Что запомнилось?
- «Испанская серенада» Глазунова; «Сентиментальный вальс» Чайковского (М.Ростропович).
- «Скрипичный концерт» Мендельсона; «Рассвет» из музыки Э.Грига к драме «Пер Гюнт» (Б.Гутников).
- В Большом зале Филармонии я слушал «Крейцерову сонату» Бетховена в исполнении Игоря Ойстраха, сына знаменитого Давида Ойстраха.
* * *
- Махмуд Эсамбаев! Выдающий танцовщик! Когда он исполнял «Танец портняжки», то тело его казалось почти неподвижным, в то время как ноги и руки находились в постоянном движении, а огромная тень на белом экране удваивала фигуру - Танец «Макумба!..» Впоследствии он вошёл в к/ф «Земля Санникова». Гибкое тело танцора-шамана кружилось в вихре неистовой, нечеловеческой пляски…
- Алиса Фрейндлих в юности играла в Театре им.Ленсовета на Владимирском пр. в Ленинграде. Она исполняла песню:
«Словно реки в половодие,
Улицы столицы,
Популярные мелодии
Исполняют птицы.
В этот первый день весны
Все сегодня влюблены,
А это так интересно
А это так интересно».
* * *
Пародисты переиначила слова, и пели на этот мотив:
«Получают премиальные
Ежегодно в тресте,
Сто рублей дают начальнику,
А главбуху – двести.
А вахтёру каждый год
Дарят книгу «Дон Кихот»,
Ведь это так интересно…!» /2 р.
* * *
- Открылся Большой концертный зал «Октябрьский». Я жил неподалёку от него и часто посещал концерты, благо билеты тогда были ещё очень дешёвые.
Валерий Леонтьев! Его богатый голос как бы соперничал с не менее выразительными танцевальными движениями – неутомимый, «заводной» - так поёт он. И до сих пор певец сохранил форму! (2010г.)
* * *
Глеб Романов! Он не просто пел, он перевоплощался по ходу исполнения той или иной песни. «Бродягу» он пел с маленьким барабанчиков в руках; «Домино» - в широкополом плаще-домино, на котором выделялись карточные знаки: буби, черви, вини. «Бессаме мучо», «Два сольди».
* * *
Ансамбль «Ореро». В нём тогда пели Вахтанг Кикабидзе и Нани Бригвадзе. Каждый из солистов ансамбля в процессе прохождения концерта отдельно исполнял что-то своё, оригинальное.
По аналогии… Первые концерты ансамбля «Золотое кольцо», где солирует поныне знаменитая Надежда Кадышева, проходили так же: каждый из музыкантов, аккомпанирующих на концерте, исполнял: скрипач – молдавскую «Дайну», флейтист и кларнетист – белорусскую мелодию и т.д. (Сейчас этого уже нет).
* * *
Абонемент в БКЗ «#Октябрьский»: «Четыре великих пианиста» - Шопен, Рахманинов, Скрябин, Лист… На сцену выезжают два рояля: белый и красный; звучит «Героический этюд» Фр.Шопена – мощно, эмоционально. Впечатляющее зрелище!
Музыка Скрябина сопровождалась световыми эффектами. Композитор и пианист – новатор, изобретатель светомузыки…
У Рахманинова были очень большие кисти рук – рука могла охватывать полторы октавы.
Впервые я услышал дивную «Мелодию» Глюка в известной опере «Орфей и Эвридика» в переложении для фортепиано Рахманинова.
Эдита Пьеха! В БКЗ «Октябрьский» она выступала с программой, в которой на меня почему-то очень большое впечатление произвела песня на стихи Р.Рождественского «Огромное небо».
* * *
- Театр им.В.Комиссаржевской. Великолепная Богданова-Чеснокова, играя роль, проделывала на сцене акробатический номер – колесо!..
Тут же впервые прозвучали «Вальс» и «Тарантелла» Валерия Гаврилина из балета «Анюта»; на спектакле присутствовал сам автор.
* * *
- Мариинский театр (бывш. Театр им.С.М.Кирова). Я тогда жил рядом, на ул.Красной (ныне - ул.Галерная). Когда исполняли балет Глиэра «Медный всадник», то в сцене наводнения как будто действительно хлещет ливень, гремит гром, сверкают молнии, а «Медный всадник» появляется на экране то там, то тут…
«Половецкие пляски» из оперы Бородина «Князь Игорь», как и балет Чайковского «Лебединое озеро», я готов был смотреть и слушать (и до сих пор) много-много раз без устали. Гениальная музыка!
* * *
Я учился играть на баяне, старался не пропускать концерты дуэта В.Кузнецов и И.Тихонов.
Из Финляндии приехал Вейко Ахвенайнен – в его руках пел аккордеон (электро-). Запомнил я пьесу «Дрожащие (или увядшие) листья…»
* * *
Органные вечера в Филармонии: «Токатто и фуга ре-минор» Баха – само название звучит, как музыка…
* * *
Олег Погудин! – Серебряный голос России. Романсы в его исполнении звучат свежо и естественно.
Евгения Смольянинова! – голос ангельский, чистый, звонкий, как будто жаворонок звенит: «Динь-динь»…
Надеюсь, не слишком утомил вас своим перечислением, для меня это важный момент моей жизни - театр и кино (в котором я тоже снимался, об этом будет в моей следующей статье).
Спасибо Вам, что дочитали до конца!
Поддержите автора лайком и оставляйте комментарии, буду рад ответить.
И до встречи в следующей публикации.