Найти в Дзене

Закон Фатиха: было ли на самом деле братоубийство в османской империи при наследовании престола?

Султан Фатих Мехмет хан
Султан Фатих Мехмет хан

Братоубийство в Османской империи некоторыми, далекими от знания настоящего положения дел историками, описывается как жестокое убийство невинных людей ради престола. В связи с чем оно обросло неимоверной, лишённой всякой логики, фантазией. Были сняты фильмы, написаны тысячи книг с тянущейся трагедией, которая, якобы, порождала ещё больше преступлений. Ознакомившиеся с этими трудами, разделились в позициях: одни​ испытывают​ ненависть к такому правлению, иные стараются​ относиться с пониманием,​ жалея и оправдывая поступки​ героев. Как бы там ни было, это прекрасный пример того, как можно​ из мухи успешно​ сделать слона...

Основной статьей законодательства, открывшей дорогу для споров, является статья, а точнее её отрывок связанный с братоубийством, в котором Фатих Мехмет ханом сказано следующее: "...И кому из моих сыновей достанется султанат, во имя всеобщего блага, допустимо умерщвление родных братьев. Это поддержано и большинством улемов. Пусть они действуют в соответствии с этим".​ Но что лежит в основе этого закона на самом деле, как разъясняется смысл этой статьи в исламском праве — фикхе и противоречит ли она исламскому шариату?

Основной статьей законодательства, открывшей дорогу для споров, является статья, а точнее её отрывок связанный с братоубийством, в котором Фатих Мехмет ханом сказано следующее: "...И кому из моих сыновей достанется султанат, во имя всеобщего блага, допустимо умерщвление родных братьев. Это поддержано и большинством улемов. Пусть они действуют в соответствии с этим".​ Но что лежит в основе этого закона на самом деле, как разъясняется смысл этой статьи в исламском праве — фикхе и противоречит ли она исламскому шариату? Основной статьей законодательства, открывшей дорогу для споров, является статья, а точнее её отрывок связанный с братоубийством, в котором Фатих Мехмет ханом сказано следующее: "...И кому из моих сыновей достанется султанат, во имя всеобщего блага, допустимо умерщвление родных братьев. Это поддержано и большинством улемов. Пусть они действуют в соответствии с этим".​ Но что лежит в основе этого закона на самом деле, как разъясняется смысл этой статьи в исламском праве — фикхе и противоречит ли она исламскому шариату?

Весьма несправедливо поступили те, кто назвал этот отрывок статьи (являющийся всего лишь маленькой частью всего законодательства)​ «законом Фатиха», показав при этом и​ своё незнание тонкостей сего​ законодательства. Либо же их целью было​ намеренное введение​ в заблуждение​ неосведомлённых​ людей.​ Это подобно тому, как некоторые невежды вырывают из контекста​ Корана отдельные​ слова "убивайте неверных" и действуют в соответствии со своим маленьким умом.​ Ведь в Исламском праве нет положения, разрешающего убийство​ невинных людей. Османское законодательство же, хотя и пополнялось новыми статьями, но​ никогда не шло с ним​ вразрез.​ А так называемый​ «Закон Фатиха»​ является лишь таким же вырванным куском из контекста​ всего​ законодательства Османской империи, надлежащий более полному рассмотрению.​ При компетентном, юридически подкованном подходе к законодательству, очевидно: «Закон Фатиха»​ не имеет ничего противоречащего шариату, а наоборот лишь подтверждает его. Потому как в полной статье закона​ прописано, что​ решение о казни​ может быть вынесено исключительно при наличии преступления (или её​ весомых элементов)​ против государства и правителя с обязательным наличием​ доказательств открытого бунта, восстания. Упоминание Мехмед ханом обстоятельства относительно кровных​ братьев султанов исходило лишь в качестве подчёркивания того, что закон касается не только простолюдин, но и даже самих представителей султанской семьи. И если те совершат какое-либо преступление, то​ непременно понесут наказание по всей строгости закона. Кроме того, любое решение о казни всегда принималось исключительно после судебных разбирательств кадиев, а не своевольно, как показывают в сериалах, основанных на незнании всех тонкостей исламского порядка.​ Например, один из братьев Явуза Султана Селима восстал против государства путём союза с шиитами, а другой —​ с бандитами, совершив с точки зрения законодательства​ предательство, на основании которого их задержание султаном полностью соответствовало канонам шариата. Таково истинное положение этого​ нехитрого вопроса, который, собственно, не многим отличается от всех других уголовно-правовых систем мира. Ведь не секрет, что преступления в виде мятежей против государства предотвращаются с помощью аналогичных положений — казнью или тюремным сроком. И они прописаны практически в каждом правовом кодексе. Однако, удивительно, что при всём при этом, некоторые люди умудряются сочинять истории о том, что якобы Кёсем султан​ и Хюррем султан пытались отменить​ эти законы. Ведь если бы они​ это сделали, то, получается, они​ отменили​ бы наказание за преступление, а это, в свою очередь, тоже преступление. Не удивительно, что им это​ не удалось. Разве возможно отменить то, чего итак нет?​ При всём вышеизложенном нужно понимать и реалии жизни.​ Каким​ бы безупречным​ ни был​ закон, он является лишь​ теорией,​ при идеальном​ соблюдении которого, проблем возникнуть не должно.​ На практике​ же​ не всегда всё​ притворяется в жизнь согласно теории. К сожалению, несмотря на строгий свод​ законодательства, по причине существования нечестных​ личностей,​ казни в османской империи порой​ проводились без надлежащих условий для их правового осуществления. Это могло происходить из-за лжесвидетелей, подставных случаев​ и прочее.​ То есть, внешне судье могли представить ситуацию в рамках закона, но на самом деле «по закону»​ жизни лишались совершенно невинные люди.​ Воистину, это деяние —​ зло, и те, которые совершает его, понесёт ответственность перед Всевышним. А положение в законодательстве, известном как «Закон Фатиха»,​ полностью соответствует утверждениям, приводимых в книгах по праву (фикх). Поэтому, будет несправедливо​ обвинять законодательство​ в жестокости​ по причине​ казней​ без вины виноватых. Роль человеческого фактора, увы, невозможно предугадать и он существует повсеместно. Итак, если в османской империи и происходили подобные казни, то непременно есть ответственные лица за них,​ но это​ является уже совершенно другой историей. Османские шахзаде же не умерщвлялись без вины, а посылались в​ санджаки. И пока они верно служили своему государству и справедливо управляли своими​ санджаками, им не грозило обвинение в предательстве, за что они могли бы ответить​ по всей строгости закона.

Айна Замаева