Ещё в 90-х техно и рок существовали только по отдельности. В Британии Stone Roses, Primial Scream, Happy Mondays и, конечно же, New Order пытались сделать танцевальную музыку в рок формате, но по большей части техно было техно, а рок - роком и редко кто слушал оба жанра одновременно. Затем появились The Prodigy.
Их не волновали жанровые разделения. Начав с рейв-музыки в 1990-м году, с их вторым альбомом "Music for the Jilted Generation" они перешли от чистого техно к чему-то более интересному. Их уникальное сочетание электроники, хип-хопа и рока привело их к уникальному техно-панк треку "Firestarter" 1996-го года. Даже сейчас эта песня остаётся одним из лучших хэви-синглов Великобритании всех времён. Это новый Британский канон и это история "Firestarter".
Изначально The Prodigy состояла из одного человека, продюсера и автора песен Лиама Хоулетта. Он вырос в Брэйнтри на The Specials, Sex Pistols и Грэндмастере Флэше и сразу полюбил рейвы. Хоулетт начал создавать собственную музыку в своей спальне. Выбранный им псевдоним был либо названием его синтезатора "Moog Prodigy", либо просто приступом крайнего высокомерия. Он сказал журналу Rolling Stone в 1997-м:
Когда я придумал это, то не думал, что в будущем Prodigy будет касаться 4-х людей. Был просто я, который писал музыку в своей комнате.
The Prodigy как коллектив возникли несколько позже, когда рейверы Кит Флинт и Лирой Торнхилл услышали записи Хоулетта. Они были впечатлены и предложили ему сыграть в живую, если появится желание. Вскоре присоединился и Максим Реалити.
Позже их подписали XL Records. Их первым синглом стал "Charley" 1991-го года. Он достиг 3-й строчки в Британских чартах и вызвал ряд скандалов. Один из критикoв журнaла Mixmag считaл, что трeк "Charly" убил рейв и очень резко отличается от обычных андерграундных композиций рэйв-групп.
Вскоре музыка The Prodigy переросла в нечто более существенное. Их первый альбом "Experience" вышел в 1992-м году, но даже к тому времени Хоулетт хотел отойти от рейверской тематика, поэтому группа пошла более традиционным рок-н-ролльным путём.
Они начали создавать более сложные мелодии, сочетая их с более сложными звуками. Особенно это заметно в альбоме Music for the Jilted Generation 1994-го, а в частности в треке "Their Law", в котором они прокомментировали закон об уголовном правосудии и общественном порядке 1994-го, согласно которому рейвы начали считаться незаконными. Это был огромный удар по андерграундной танцевальной сцене.
Этот трек был реакцией на всё происходящее в те времена. Напряжение только нарастало и тогда мы написали "Poison", который являлся хип-хоп треком. Этот альбом, пропитанный злостью.
В том же году альбом был номинирован на премию Mercury Music. Что более важно, тогда группа привлекала поклонников совершенно разной музыки, а не только рейверов, благодаря которым они сделали себе имя. Этому способствовал нешуточный интерес Хоулетта к их новому звучанию и рок-музыке в целом.
Дебют Rage Against The Machine особенно повлиял на новый альбом группы. "Voodoo People" - один из первых треков, что покорил рок-клубы того времени. Чем-то он похож на "Very Ape" Нирваны.
Игра на сцене с хорошими рок-группами также помогла изменить их звучание. На одном из фестивалей они выступали на разогреве для Red Hot Chilly Peppers.
Мы не хотели быть слишком "техно". Большая часть энергии на таких выступлениях исходит от рока, так что, вдохновившись, мы взяли элементы из этих двух жанров.
Из-за этого их живые представления начали привлекать внимание рок-прессы. Один журналист был так очарован их концертами, что пытался добиться того, чтобы cтатьи о The Prodigy были опубликованы в известных журналах о метале и панке. Но это было не так просто. Электронная музыка по прежнему оставалась непризнанной общей массой людей.
Нам правда пришлось постараться, чтобы добиться уважения.
The Prodigy оказались не в лучшем положении, но при этом понравились всем, кому нравилась отличная, громкая музыка и кто не обращал внимания на то, при помощи каких инструментов она была создана.
Но только их следующий сингл вызвал нешуточный интерес к группе. Изначально "Firestarter" создавался как инструментал, в конце 1995-го. Отчасти на его создание вдохновил трек Foo Fighters "Weenie beenie". Хоулетт был настолько впечатлён, что попытался создать что-то столь же ошеломляющее.
Я начал работать над новым альбомом и это была бы первая песня, которую услышали бы люди. Так что я потратил много времени на подбор идеального звучания.
Основной риф был написан для клавишей, но позже был перезаписан и сыгран на гитаре будущим участником группы Джимом Дэвисом. При помощи этого рифа было создано некое напряжение в песне. Можно отметить схожесть с треком "SOS" от The Breeders. Выкрик "хей" был взят из "Close To The Edit" - The Art Of Noice, а ударная партия была вдохновлена "Devotion" - Ten City.
Но даже после того, как инструментал трека был закончен, казалось, что чего-то не хватает. Хоулетт сказал в одном из интервью:
Я уже был доволен сэмплом, но Кит (Флинт) сказал: "Я бы хотел добавить туда вокал". Моей первой реакцией было: "ЧТО?".
Раньше Флинт был исключительно танцором группы. Хоулетт слышал, как тот поёт только когда они находились в дороге после концертов. Рок-пресса попыталась забраковать его и Лироя Торнхилла, заявляя, что они не являются полезными, но сам Флинт думал иначе:
Вы могли бы увидеть меня за барабанами. Я бы играл без должного энтузиазма, но люди бы всё равно называли меня музыкантом. Но вместо этого я делаю шоу.
Флинт поёт о своей роли в The Prodigy. Чтобы привлечь внимание к группе, он должен зажечь толпу. Он - поджигатель (Firestarter). Но смысл песни ещё более глубокий. Текст был написан самим Флинтом и о нём. Один из журналистов Rolling Stone спросил Флинта о строчке "Я c*ка, которую ты ненавидел (I'm the b*tch you hated) и "Я сам себе детонатор (I'm the self inflicted):
Я не знаю, что сказать. Я мог бы поделиться этим с вами, но не с журналом. Это очень личное для меня.
Одним из ключевых аспектов успеха песни стал видеоклип. Поскольку лейблу нужен был клип для продвижения песни, Хоулетт обратился к Уолтеру, который раньше снимал для альбома "Music for the Jilted Generation". Поскольку они потратили большую часть бюджета на первую попытку записи, официальный видеоклип на "Firestarter" был снят всего за 20 000 фунтов стерлингов и, для экономии, был отснят на чёрно-белую плёнку.
Клип снимался на старой заброшенной станции метро и пыли было так много, что всей съемочной группе приходилось носить маски, а Флинту, который появляется в видео чаще всего, приходилось дышать без минимальной защиты.
Одной из вещей, что сделали видеоклип группы классикой, стал внешний вид Флинта. Во времена "Music for the Jilted Generation" он выглядел как типичный фанат стоунера (поджанр рока): длинные растрёпанные волосы и мешковатая одежда. Но к середине 1995-го он радикально изменил свой имидж. Теперь он подводил глаза чёрным, красил волосы и укладывал их в рога, став лицом группы. Последний элемент его образа - свитер со звёздами и полосами был спонтанным.
Я собирался на съемки и решил зайти в Камден, чтобы купить одежду, но случайно оказался в секонд-хенде, увидел этот свитер и влюбился.
Песня "Firestarter" был выпущена как сингл в марте 1996-го года и из-за своей текстовой составляющей её запретили на британском радио, но даже не смотря на это, она заняла первую позицию в чартах страны. Они отказались от всех награждений и вместо выступлений был представлен музыкальный клип. Это вызвало много протестов. Образ Флинта, кричащего на заброшенной станции оказался слишком "слишком" для спокойного вечера. Много жалоб, много споров, но "Firestarter" оставалась на вершине ещё на протяжении 2-х недель. На 3-ей они сместились на 3-ю позицию.
После их второго топ-1 в чартах c cинглом "Breathe" The Prodigy выпустили альбом "The Fat of the Land" в июне 1997-го, который добился ошеломляющего успеха. Это первый альбом электронной музыки, который достиг топ-1 в альбомном чарте Billboard, но именно с "Firestarter" группа вышла на новый уровень.
Они всегда занимали высокие позиции в чартах Британии. Каждый из их синглов входил в 20-ку лучших. Они не просто обрели международную известность, но и расширили границы танцевальной музыки. Им буквально подвластен любой жанр. Они просто создавали музыку The Prodigy.
Их влияние всё ещё очень поражает ведь они стёрли границы между роком, хип-хопом и электроникой. Такие группы, как Sepultura, Pendulum и Enter Shikari называли The Prodigy источником вдохновения, не говоря уже о других коллективах, которые пытались им подражать.
Помимо всего прочего, Кит Флинт стал иконой. Его образ в "Firestarter" - один из самых ярких в истории. К сожалению, он скончался в марте прошлого года, но он будет жить вечно в этом образе и в рок-клубах по всему миру. И в сердце автора.