Тема "Многовариантность общественного развития" отсылает нас, с одной стороны, к прошлому и тем типам общества, которые существовали с момента возникновения человечества, а с другой стороны, к будущему - очерчивая перспективы развития современных обществ.
Понятие типологии обществ означает, что мы приводим классификацию обществ на основе наиболее важных и существенных признаков. В зависимости от выбранного нами признака, мы можем выделить следующие типы обществ.
Идея выделения в качестве базового критерия типологии обществ способа производства принадлежит К. Марксу. Данную классификацию мы рассматриваем с точки зрения формационного подхода. А вот деление обществ на традиционное, индустриальное и постиндустриальное рассматривается с точки зрения цивилизационного подхода.
Эти два подхода постоянно сравнивают и противопоставляют друг другу, так что имеет смысл представить информацию в виде таблицы.
Формационный и цивилизационный подход
Сразу же стоит оговориться, что цивилизационный подход представляет собой множество отличных друг от друга теорий. Мы будем рассматривать две теории - теорию локальных цивилизаций и теорию стадиально-цивилизационного развития.
Если у Маркса и Энгельса толкование ключевого понятия "общественно-экономической формации" не допускает разночтений, то с понятием "цивилизации" возникает множество сложностей. Единого толкования термина "цивилизация" мы не найдём, поэтому я привела два - наиболее простых и понятных определения. Этого достаточно, для того чтобы увидеть, что формационный и цивилизационный подход отталкиваются от разных оснований - в основе первого лежат экономические отношения, в основе второго уровень развития культуры.
Общая характеристика формационного подхода.
С точки зрения формационного подхода, общество представляет собой линейно развивающуюся систему, которая предполагает последовательное прохождение нескольких этапов. Каждому этапу (или стадии) соответствует своя общественно-экономическая формация. Всего их пять: первобытно-общинная, рабовладельческая, феодальная, капиталистическая, коммунистическая. Коммунистическая формация - это своего рода потолок общественного развития. Это наилучший тип общества, которого нужно достигнуть и остаться на данном уровне. Это перспективная цель каждого общества.
Каждая общественно-экономическая формация представляет собой систему: базис + надстройка.
Экономическая сфера общества выступает его базисом. В основе экономики лежит тот или иной способ производства. Способ производства (или способ создания экономических благ) включает в себя две составляющие: производственные отношения и производительные силы. Производительные силы это люди, которые непосредственно участвуют в процессе создания экономических благ, а производственные отношения - это отношения, в основе которых находится право собственности на средства производства, то есть на все те ресурсы, которые необходимы для создания экономических благ. Переход от одной формации к другой происходит в результате революции, причина которой заключается в том, что производительные силы вступают в конфликт с производственными отношениями, то есть с имеющейся системой собственности на средства производства.
В качестве примера. Переход от феодальной формации к капиталистической произошёл, потому что на стадии феодального общества главным фактором производства являлась земля, и она находилась в собственности узкого круга лиц, то есть феодалов. Люди работавшие на земле этой самой землёй не владели и соответственно не владели произведённым продуктом. Противоречия между феодалам как собственникам земли и крестьянами как производительными силами общества, принуждаемыми к труду, привели к смене общественно-экономической формации. При капитализме основой экономики выступает промышленность, а главным фактором производства становятся капитал (здания фабрик и заводов, станки, оборудование, финансовый капитал). Основной продукт производится пролетариатом, то есть рабочими, которые получают вознаграждение в виде заработной платы, но не являются собственниками производимого продукта. Весь доход от реализации продукта остаётся в руках собственников средств производства, то есть буржуазии. Конфликт между буржуазией, которая эксплуатирует рабочих, и рабочими приводит к смене формации и переходу к коммунизму.
Общая характеристика теории локальных цивилизаций.
С точки зрения теории локальных цивилизаций ошибочно было бы говорить о линейном развитии истории. Существуют отдельные цивилизации, которые занимают определённую территорию и имеют свои особенности социально-экономического, политического и культурного развития. Понятие прогресса относительно, исторический путь каждой цивилизации уникален и зависит от её внутренних особенностей. Историю можно представить как бесконечный процесс зарождения, жизни и гибели не связанных друг с другом цивилизаций.
Общая характеристика стадиально-цивилизационного подхода.
Стадиально-цивилизационный подход прослеживает некоторые закономерности общественного развития, однако, в отличие от концепции К.Маркса, признаёт, что в рамках этого пути каждое общество развивается по-своему, в разном темпе, сохраняя свои уникальные черты. Поступательное развитие человечества идёт от стадии традиционного общества к информационному. При этом это не конечная точка пути, поскольку развитие общества не прекратится с развитием информационных технологий, это всего лишь горизонт, который виден на данный момент, а не общепризнанный идеал, которого нужно достичь и остановиться.
И формационный и цивилизационный подход имеют свои преимущества и недостатки.
Стадиально-цивилизационный подход на данный момент пользуется наибольшим признанием, поскольку он, с одной стороны, позволяет выделить некоторую универсальную тенденцию развития общества, а с другой, не сводит общество и идею прогресса только к одной из сфер, показывая динамику и своеобразие развития общества в целом.