Найти тему
Александр Эстеркин

Фильмы моей юности-3. В огне брода нет.

Рисунок героини фильма Тани Теткиной
Рисунок героини фильма Тани Теткиной

Посмотреть фильм можно здесь

Я смотрел этот фильм в Ленинграде, в кинотеатре "Балтика", которого сейчас уже нет.

С первых кадров, c музыкального зачина, с рисунков героини - мурашки по коже.

Для меня, обычного юноши 60-х годов, воспитанного на романтике революции, на "комиссарах в пыльных шлемах", и в то же время с благоговением относящегося ко всякой литературе и художеству, этот фильм был откровением.

История Тани Теткиной, талантливой художницы, на фоне ужасающих реалий нашей Гражданской, с ее ожесточенностью и отчаянной верой в грядущую "мировую гармонию" - коммунизм.

Невозможно забыть глаза главной героини (первая большая роль Инны Чуриковой). Обычная деревенская девушка, наивная, угловатая, некрасивая, но какие же у нее глаза ! Глаза художника остро чувствующего и живущего напряженной духовной жизни.

Фильм - трагическая фреска, где каждый персонаж отчетливо выписан и каждый несет свою правду, свою веру, "до конца, до смертного креста".

Вот санитар Фокич (Михаил Глузский), убежденный большевик, живущий больше ненавистью к "эксплуататорам", чем любовью к людям, а вот комиссар Иван Евстрюков (Анатолий Солоницин), жаждущий "грядущей гармонии и человечности", два казалось-бы антагониста, олицетворяющих по замыслу авторов два типа большевиков, две стороны большевисткой идеологии.адры из фильма.

Санитар Фокич
Санитар Фокич
Комиссар Естрюков
Комиссар Естрюков

А вот и враг - белогвардейский полковник (Евгений Лебедев), но и у него своя правда, правда человека, искренне любящего родину и остро переживающего ее раскол на красных и белых.

Белогвардейский полковник
Белогвардейский полковник

Фильм далеко ушел как от советских штампов в излбражении Гражданской ( хорошие красные, мерзкие белые). Но и от "комиссаров в пыльных шлемах" в нем мало осталось.

Гражданская война здесь показана жестко, во всей ее неприглядности, но главные герои проникнуты искренней верой в то, что бьются за правое дело и это превращает фильм в высокую трагедию.

Увы нынче мало что осталось от идеологии советских шестидесятых, да и я из убежденного коммуниста образца 1969 года превратился в "пещерного" антикоммуниста и в отъявленного правого либерала.

А когда смотрю этот фильм, по-прежнему мурашки по коже.

И вам, уважаемые читатели, очень советую посмотреть. А если смотрели - посмотрите еще раз - не пожалеете.
Всего Вам доброго, пишите если что ....

Другие статьи из цикла "Фильмы моей юности"

Ночь
Закон и кулак