Найти тему
Мир в его многообразии

Загадки крепости Ени-Кале

Оглавление

На окраине города Керчь, на самом берегу Керченского пролива располагается одна из старейших и достаточно неплохо сохранившихся турецких крепостей, известная в истории как Ени-Кале. Будучи достаточно удалённой от центра города, крепость остаётся недосягаемой для многих гостей города, хотя добраться до неё не представляет никаких сложностей. Располагаясь на высоком берегу и хорошо просматриваясь с моря, крепость является не только молчаливым памятником далёкой эпохи, но и хранителем вековых тайн.

Крепость Ени-Кале. Черноморские ворота. Здесь и далее фото автора
Крепость Ени-Кале. Черноморские ворота. Здесь и далее фото автора

На месте греческого полиса

Крепость Ени-Кале занимает стратегически важное место, контролируя водное пространство Керченского пролива практически по всей его протяжённости, но главное, с неё хорошо просматривается (и простреливался пушками) противоположный берег, ведь здесь ширина пролива достигает чуть более четырёх километров. Однако, ещё задолго до турков, столь хорошее место облюбовали древние греки.

Обнаружение осколков древнегреческой керамики на территории крепости и за её пределами, ещё в XIX веке сподвигло исследователей предположить, что на месте крепости существовал древнегреческий полис (город) который разобрали турки для строительства своей крепости. Изначально предполагалось, что это был именно город Порфмий, который аккурат располагался напротив другого города - Ахиллеона. Данные города в Боспорском царстве специализировались на паромной переправе. Руины Ахиллеона ещё долго просматривались на противоположном берегу, а вот Порфмий обнаружили на несколько километров севернее, соответственно, на месте крепости располагался совершенно другой, пока неизвестный науке древнегреческий полис.

Идейный вдохновитель - Пётр I

Крепость Ени-Кале является шедевром фортификационного искусства. Мало того, что её возвели в самой узкой части Керченского пролива, чтобы ни один зарубежный (для Османской империи) корабль не проплыл просто так, так ещё тщательно продумали систему ведения боя по вражеским кораблям. Ведь неспроста крепость ступенями спускается к морю, на каждой из ступеней располагалась пушки разного калибра: от дальнобойных, чтобы уничтожать корабли противника на больших расстояниях, до орудий ближнего боя, на тот случай, если корабли будут идти вплотную к берегу, чтобы остаться незамеченными. Всё это замечательно, только турки и не планировали возводить такую махину, если бы не тур-вояж Петра I в Керчь.

В рамках морского (керченского) похода русских кораблей в количестве 10 единиц, которые достаточно благополучно пересекли Азовское море, в город Керчь, разумеется, инкогнито, прибыл царь Пётр I, который не только изучил доселе невиданный им город, но более всего обратил внимание на особенности дна Керченского пролива, во избежания в будущем возможных кораблекрушений. Прибытие русских кораблей в Керчь состоялось в конце августа 1699 года и носило исключительно миролюбивый характер, ведь официально утверждалось, что это сопровождение миссии русского посла в Константинополь.

Но, сам вид кораблей русских кораблей на керченском рейде, которые по факту, практически незаметно пересекли Азовское море и Керченский пролив, сподвигли турецкого пашу срочно искать способы пресечения подобных действий. Поэтому, в том же 1699 году начались изыскания по возведению новой крепости, чтобы более никто не смог спокойно плавать по Керченскому проливу.

Без войны пострадавшая

На сегодняшний день крепость Ени-Кале продолжает поражать воображение не только своей архитектурой, мощными стенами, но прежде всего, открывающимся с неё видами на керченский пролив и проходящими по нему судами. Однако, крепость за годы своего существования особо не подвергалась массированным бомбардировкам, но тем не менее, являет собой зрелище пострадавшей от могучего противника: трещины в стенах, деформации арок, неестественный наклон башен и прочее.

Разумеется, после вхождения Крыма в состав России в 1783 году, крепость потеряла своё значение, а после и вовсе была упразднена, что привело к её растаскиванию на строительные материалы местными жителями. Однако, всё выглядит несколько сложнее. Дело в том, что сама крепость располагается в зоне сейсмической активности, и одно из крупнейших землетрясений, нанёсшее существенный урон крепости, произошло в середине XVIII века, то есть спустя 40 лет после её возведения, собственно, поэтому водные коммуникации крепости (водопровод, акведук) уже давно не функционировали к моменту овладения крепостью русскими войсками. Немаловажным является и тот факт, что ступенчатая структура крепости и действие оползневых сил, приводит к её плавному движению в сторону пролива.

О крепости Ени-Кале можно написать очень много, но мне всегда нравилось душевное спокойствие, возникающее, когда оказываешься на территории данного памятника истории. Посещение крепости Ени-Кале является абсолютно бесплатным. Проехать к ней можно на общественном транспорте от Автовокзала по маршруту №24 (но, при посадке в маршрутку сразу уточняйте у водителя, точно ли состоится прибытие на крепость, так как номера маршрутов в Керчи могут меняться).

В продолжение темы достопримечательностей города Керчь, читайте:

1. Тайны крепости "Керчь";

2. Древнейшая действующая церковь в России;

3. В поисках золотого коня царя Митридата.

________________________

На этом у меня всё. Спасибо за просмотр, ставьте лайк и не забудьте подписаться на канал "Мир в его многообразии"!