Найти тему

Как использовать технологию дискуссий для подготовки к экзаменационному сочинению

Написание сочинения-рассуждения или эссе - это одно из обязательных заданий на ЕГЭ по русскому языку, литературе, истории, обществознанию и др. Научить писать такие сочинения очень сложно. Для подготовки к этому виду работы предлагаю использовать технологию дискуссий.

Дискуссия - это обсуждение проблемы; спор, ведущийся и решающийся средствами вербального общения. А поскольку в основе любого экзаменационного сочинения лежит некая проблема, которую нужно обосновать, подобрав аргументы, дискуссия как нельзя лучше подходит для того, чтобы научить старшеклассников вести проблемный диалог и в его процессе находить необходимые доказательства.

В школе могут быть использованы несколько разновидностей дискуссий.

Дискуссия-диспут. Ведущий объявляет тему и предоставляет слово желающим высказаться. Высказывания могут быть как заранее подготовленные, так и экспромты. Ход диспута непредсказуем, так как носит эмоциональный характер.

Дискуссия-конференция. Обсуждение и спор предваряются коротким сообщением о состоянии проблемы. Докладчики, как правило, готовятся к выступлениям заранее. Для конференции характерны развернутая аргументация и спокойное обсуждение вопросов.

Прогрессивная дискуссия. Ее цель - это одновременное решение проблемного вопроса и тренировка коммуникативных навыков учащихся. Она состоит из пяти шагов:

1. Зарождение идеи: участники выдвигают собственные идеи о путях решения проблемы.

2. Фиксация предложений: все идеи записываются на доске.

3. Обсуждение: все варианты обсуждаются.

4. Верификация идей: все варианты располагаются по степени значимости.

5. Окончательный выбор: руководитель организует дискуссию, в ходе которой выбирается окончательный вариант.

Помимо трех описанных форм, есть еще много различных вариантов проведения дискуссии в классе: дискуссия-соревнование, вопрос-ответ, обсуждение вполголоса, методика клиники, лабиринта, эстафеты и др.

Как показывает практика, наиболее эффективной формой для подготовки к экзаменационному сочинению является прогрессивная дискуссия. Поскольку в сочинении по русскому языку требуется сначала сформулировать проблему текста, затем подобрать аргументы из самого текста и, наконец, обосновать свою точку зрения, я провожу дискуссию в три этапа (лучше для этого использовать спаренные уроки).

Каждый из этапов проводится по описанному выше плану. На первом этапе ученики читают текст и в группах обсуждают круг проблем, который они в нем увидели. Варианты каждой группы записываются на доске (некоторые могут совпадать) и обсуждаются. Выбираются 3-4 идеи. В ходе дальнейшей дискуссии остается 1 формулировка проблемы, которую ученики записывают в свои тетради.

На втором этапе точно так же старшеклассники в группах обсуждают примеры, которые можно подобрать из текста по выбранной проблеме. Здесь важно следить за тем, чтобы это был не просто пересказ фактов, но и их анализ: какие качества проявил герой?, как он повел себя?, какие сравнения проводит автор?, что чему противопоставляет?, какие причинно-следственные связи прослеживаются между фактами? и др. Записанные на доске тезисы обсуждаются, в итоге выбираются 2 аргумента, которые ученики также фиксируют. На этом же этапе, после анализа примеров, формулируется авторская позиция (главная мысль текста).

На третьем этапе старшеклассники должны сформулировать собственную позицию - тезис, который перекликается с мыслью автора, - а также подобрать аргументы из личного опыта (факты из жизни, из Интернета, книг, кино или просто размышления, доказывающие верность высказанной точки зрения). Все предложения также обсуждаются, выбираются наиболее удачные. Ученики записывают их в тетради.

Материал для написания сочинения готов. Остается только грамотно написать работу.

Научившись в ходе таких дискуссий строить свои рассуждения в группе и в коллективе, старшеклассники осваивают технологию работы над сочинением, учатся формулировать проблемы, находить аргументы, высказывать и обосновывать свою позицию.

Другие идеи для уроков на канале "Учительская мастерская".