Найти тему
Дмитрий Чаплин

Христорождественский собор Христорождественского монастыря

По старинному преданию, Христорождественский женский монастырь был основан в конце 15 столетия. Сегодня при обители есть много каменных строений и построек, которые относятся к концу 18 – началу 20 столетия.

Композиционным центром всего монастырского комплекса является собор Рождества Христова. Его возведение началось в 1810 году благодаря пожертвованиям царской семьи, но, спустя год после окончания всех работ, здание собора рухнуло. На сегодняшний день существует двухэтажный собор, строительные работы над которым были завершены только в 1820-м году. Считается, что разработанный проект собора принадлежит Росси К.И. – известному архитектору, пребывающему в то время в Твери.

Важно отметить, что здание собора оформлено в стиле позднего классицизма и полностью выложено из кирпича, после чего оштукатурено, а все имеющиеся на нем архитектурные детали выполнены из белого камня. Внешний вид данного сооружения отличается подлинной монументальностью. В плане собор Рождества Христова представлен прямоугольным, при этом его венчание осуществлено при помощи массивного пятиглавия, находящегося на цилиндрических барабанах. Фасады украшены небольшим ризалитом, в центральной части украшены в виде четырехколонных портиков. На верхней части стены имеется дорический фриз. В средних частях всех фасадов имеются одинаково исполненные ризалиты, при этом с трех сторон, помимо восточной, они изящно украшены монументальными четырехколонными портиками тосканского ордера. Рядом находятся треугольные фронтоны и триглифные фризы. Со стороны восточного фасада вместо колонн имеются пилястры. Во внутренней части портиков колонны точно соответствуют пилястрам, которые выставлены на углах четверика с некоторым выпуском ребра. По всем сторонам портиков расположены сделанные прямоугольной формы оконные проемы в обрамлении пилястр, а также неполного антаблемента. Оконные проемы алтарного ризалита сделаны арочными. Центральный барабан сделан очень массивным и прорезается при помощи двенадцати арочных окон. Архивольты их обрамлений соединяются тягой. Ее перебивают выставленные в простенках ионические пилястры, которые поддерживают карниз и гладкий фриз. Расположенные по бокам главки сделаны абсолютно глухими, а непосредственно ложные оконные проемы перекликаются с декоративным оформлением центральной главки.

В интерьерном оформлении отчетливо выделяются четыре широко поставленные мощные столба-пилона, которые при помощи подпружных арок поддерживают купол на внушительном световом барабане. Имеется своеобразный переход, соединяющий барабан и квадратное подкупольное пространство, что сделано через паруса. Перекрытие рукавов креста оформлено лотковыми сводами и угловыми ячейками, при этом над ними выставлены небольшие по размерам барабаны. Изначально оштукатуренные стеновые поверхности были покрашены в голубой цвет. До настоящего времени в оконных проемах остались решетки с присущим для стиля позднего классицизма рисунком. Также сохранились двустворчатые металлические двери порталов. Поверхность полов – более поздняя, они – цементные. Под часть собора, расположенной с восточной стороны, находится просторный подвал, в котором есть небольшие окна, сделанные еще в 1960-е годы со стороны восточной стены.

Здание собора запоминается несколько необычным и нетрадиционным силуэтом и числится как высотная доминанта всего Пролетарского района Твери.