2012 год. Казалось, что целая вечность прошла с момента выхода прошлого полноформатного альбома Marillion - четыре года. "Less Is More" я всё же считать не буду, так как фактически там не было никакого нового материала кроме одной-единственной песни - да и то не особо впечатляющей. Так что я сидел как на иголках и ждал хоть каких-то новостей от легенд современного прогрессивного рока. В сети даже поползли слухи о том, что музыканты решили объявить о распаде группы в связи то ли со своим творческим кризисом, то ли со своим возрастом. Однако первое было достаточно абсурдным предположением, так как за эти четыре года музыканты группы успели поучаствовать в целой россыпи сайд-проектов, большинство из которых было просто замечательным. Во второе же просто-напросто не хотелось верить, так как, в сравнении с другими олдовыми группами, Marillion ещё не были слишком уж старым коллективом. Не будем забывать, что такие титаны семидесятых как Yes и Van Der Graaf Generator до сих пор записывают новую музыку, а они были образованы лет на десять раньше Marillion. Так что оба объяснения четырёхлетнему молчанию меня не устраивали - ожидание было чрезвычайно томительным.
И вот наконец-то в сети появилась информация о новом альбоме "Sounds That Can't Be Made": надо ли говорить, что я достаточно быстро сделал предзаказ ограниченной версии альбома и стал одним из тех, кто профинансировал его запись. Скоро на YouTube появился новый сингл "Power", который не привносил на прогрессивный стол ничего нового, но обладал такой красивой и вкрадчивой мелодией, что я просто не мог устоять. Правда, могу сказать честно, на тот момент в мою голову уже закрались сомнения о том, что новая пластинка музыкантов взорвёт мне мозг так же, как это происходило с "Brave", "Afraid Of Sunlight" и "Marbles". Но секунду мне показалось, что музыканты достигли того уровня своего развития, когда они могли уже не задумываться о новых изобретениях и новациях, а потому начали записывать просто качественный, но относительно предсказуемый материал. А потом по мне врезал второй сингл - семнадцатиминутный эпик "Gaza", который не оставил камня на камне от моих опасений.
Мало того, что "Gaza" звучала необычно темно и трагично для группы, которая всегда славилась своей меланхоличной ностальгией, так ещё впервые с 1989 года Marillion обратили свой взор на политические темы. И даже если я не устаю повторять, что я обычно не люблю, когда те или иные музыканты начинают касаться политики, здесь это было более чем актуально. Так уж сложилось, что незадолго до записи альбома Стив Хогарт посетил оккупированную израильскими военными Газу (не сектор Газа, а именно сам город), где собственными глазами лицезрел ужасающие условия в которых живёт местное население, находящееся в постоянном страхе перед израильскими ракетными ударами и новой войной и не имеющее доступа ни к адекватным источникам воды, ни к постоянному снабжению съестными припасами. Соответственно, песня "Gaza" и была посвящена впечатлениям Стива от посещения этого проклятого места, где смерть является настолько частым явлением, что её даже не воспринимают как нечто экстраординарное. Хогарт не раз говорил, что он не занимает ничью сторону - ни израильскую, ни палестинскую - он просто хотел показать историю мирных людей, которые попали в перекрёстный огонь между двумя идеологиями. Однако Израильское государство и некоторые представители еврейской диаспоры выступили с осуждением Marillion - мол, они поддерживают террористов и радикальное мусульманство. Правда лично я сомневаюсь, что хоть кто-то из этих "обличителей" даже соизволил прочитать текст песни, что уж так говорить об её понимании - всегда ведь надо попрыскать слюной.
Однако этот момент удивительным образом сыграл на руку группе - "Gaza" стала настоящим хитом современного прогрессивного рока, а популярность Marillion начала расти. Дошло до того, что вскоросоти вышедший "Sounds That Can't Be Made" назвали альбомом года во многих интернет-изданиях и печатных журналах. Достоин ли он таких почестей? Давайте разберёмся.
Про "Gaza" мы с вами уже достаточно поговорили, но давайте я ещё раз отмечу, что Marillion ещё никогда не звучали так тяжело и гнетуще - на протяжении всей песни невольно кажется, что ты сам оказался посреди военных действий и той адской обстановки, что царит в секторе, в то время как над головой зазывно свистят ракеты, каждая из которых может стать твоим палачом. Однако уже следующая песня, заглавная, немного разряжает обстановку и возвращает слушателя в спокойно и размеренное лоно классической музыки Marillion: красивая мелодия, достаточно бодрый ритм, роскошный вокал, тянущие и проникновенные гитарные соло и грандиозная концовка - всё, как мы любим. Интересно отметить, что "Sounds That Can't Be Made" является первым за долгое время альбомом группы, который критики перестали сравнивать с современной альтернативой. Как раз году эдак в 2012-ом сообщество меломанов начало признавать заслуги Marillion перед современной рок-музыкой, причём не только прогрессивной, но и альтернативной. Надо ли говорить, что такие давние поклонники как я были более чем рады такому стечению обстоятельств и восстановлению справедливости.
"Montréal" - ещё один местный эпик, который, в отличие от "Gaza", требует повторных прослушиваний для полного осознания и восприятия. Однако стоит вам проникнуться местными мелодическим настроениями, как вы быстро погрузитесь в атмосферу песни и сможете прочувствовать каждый её интригующий поворот. Одним из самых же сильных и эмоционально мощных треков на альбоме является "The Sky Above The Rain" - драматичная и душераздирающая история о паре, которая уже достаточно долго прожила вместе, а из-за этого потеряла интерес друг к другу - как в плане общения, так и в плане секса. Эта замечательная и роскошная песня буквально воплощает в себе всё то, за что Marillion давно уже получили международное признание среди любителей прогрессивной музыки: их музыка не просто впечатляет и удивляет, но и буквально двигает и меняет вас. Скажу честно, в мире вообще мало таких коллективов существует, и я искренне рад, что Marillion продолжают и поныне записывать такую сильную музыку.
Оставшиеся же треки, к сожалению, попадают лишь в категорию хороших: "Pour My Love", "Invisible Ink" и "Lucky Man" вполне могут зацепить слушателя своей мелодикой и чувственностью, но, по сравнению с другими треками на альбоме, они кажутся немного прозаичными. Так что именно по причине такого песенного разделения я считаю, что "Sounds That Can't Be Made" нельзя назвать лучшим альбомом 2012 года. Это действительно очень добротная и внушающая уважения запись, но она не дотягивает до лучших записей группы, которые были великолепными от начала и до конца. Рискну предположить, что Marillion начали осыпать наградами, скорее, за их общие заслуги, а "Sounds That Can't Be Made" просто стал хорошим для этого поводом.
В любом случае, запись эта достойна вашего прослушивания и изучения хотя бы ради таких треков как "Gaza", "Sounds That Can't Be Made", "Power", "Montreal" и "The Sky Above The Rain" - ибо там, где Marillion хороши - они воистину хороши.