Режиссер М. Калатозов, оператор С. Урусевский, фильм снят по пьесе В. Розова «Вечно живые» в 1957г.
В главных ролях: Т. Самойлова, А. Баталов, В. Меркурьев, С. Харитонова, А. Шкворин.
Удивительный фильм о том, как война вторгается в судьбы людей. Вероника не сразу осознала случившееся, она протестовала, мешала Борису говорить о войне. Не все люди в первый же день поняли, как изменилась жизнь. Не все побежали писать заявление сразу после начала войны. Это нормально – в фильме показаны разные люди и их поведение во время страшных событий.
В жизни Вероники главным была любовь ее и Бориса с мечтой о свадьбе в подвенечном платье и фате. Борис был более сильным, он любил свою Белку такой, как есть. Он был уверен в Веронике.
Герои примерно одного возраста, но Борис – уже сложившийся, очень цельный человек. Вероника, безусловно, ЗА Борисом, и эта пара была бы счастлива. Если бы не война.
Странная сцена опоздания Вероники. Что ее держало столько времени, я с трудом понимаю. Девушка знала, во сколько Борис должен уйти на сборочный пункт, но опоздала. Первое для меня проявление инфантильности героини. Можно было все-таки выйти из дома пораньше, понять, что все уже не так, как обычно, надо спешить, чтобы еще раз увидеть Бориса.
Вероника теряет родителей и дом. Ее берет к себе семья Бориса, как его невесту. Мир Вероники рушится, она переживает серьезнейший стресс и плохо понимает, как жить и что делать дальше. Точнее, Белка об этом не в состоянии была думать, она пребывала в депрессии.
Эпизод с насилием я не воспринимаю, как насилие в чистом виде. Хоть и принято считать, что Вернику обесчестил Марк, мне видится, что Вероника сдалась. Еще одна странная сцена – девушка бьет Марка по щекам, а потом почему-то руки безвольно повисают.
Это второй и решающий момент инфантильности героини. Любящая невеста, ожидающая жениха с войны, повела себя весьма странно.
Все-таки предательство Вероники очень даже имело место. Она не потеряла сознание, но перестала сопротивляться. Повода для этого не вижу – при любви к Борису, с чего вдруг такое нелепое поведение?
Брак Вероники и Марка был ударом в первую очередь по отцу Бориса. Он ждет сына с фронта, ждет писем, но вынужден молчаливо принять измену невесты сына.
Борис погибает, не узнав о предательстве Белки. Вероника же будет проклинать себя всю оставшуюся жизнь. Она не дождалась, она предала любовь. Ей каждый взгляд и каждое слово – укор.
Белка сможет подняться, она будет ждать Бориса и после войны. Какой долгий и сложный путь проходит иногда человек, чтобы понять, зачем он живет. Этот вопрос Вероника задала себе поздно, но все-таки задала.
Простил бы ее Борис, если бы остался жив? Для меня вопрос открыт. С одной стороны он любил ее, но смог ли пережить предательство, пройдя через все ужасы войны – не знаю.
Веронике не столько прощение было нужно, столько то, чтобы Борис был жив. Она сама себя не простила – это главное.
Два слова об удивительно работе оператора Сергея Урусевского в этом фильме. Совершенно фантастическая съемка, об этом много говорили, я лишь лишний раз преклоняюсь перед мастером.
Алексей Баталов рассказывал о том, что сам Калатозов начинал творческую деятельность, как оператор. Это одна из разгадок неповторимого фильма. Режиссер и оператор видели одинаково то, что предстояло снимать. Не было разногласий и режиссерского давления.
Несмотря на то, что я не всегда и не во всем понимаю главную героиню, замысел автора все-таки вижу в том, что оступившийся человек имеет право на прощение. Разумеется, сложнее всего простить себя самому.