Найти тему
Libertà

«ЛЕТЯТ ЖУРАВЛИ» МОЖНО ЛИ ПРОСТИТЬ ВЕРОНИКУ

кадр из фильма "Летят журавли"
кадр из фильма "Летят журавли"

Режиссер М. Калатозов, оператор С. Урусевский, фильм снят по пьесе В. Розова «Вечно живые» в 1957г.

В главных ролях: Т. Самойлова, А. Баталов, В. Меркурьев, С. Харитонова, А. Шкворин.

Удивительный фильм о том, как война вторгается в судьбы людей. Вероника не сразу осознала случившееся, она протестовала, мешала Борису говорить о войне. Не все люди в первый же день поняли, как изменилась жизнь. Не все побежали писать заявление сразу после начала войны. Это нормально – в фильме показаны разные люди и их поведение во время страшных событий.

В жизни Вероники главным была любовь ее и Бориса с мечтой о свадьбе в подвенечном платье и фате. Борис был более сильным, он любил свою Белку такой, как есть. Он был уверен в Веронике.

кадр из фильма
кадр из фильма

Герои примерно одного возраста, но Борис – уже сложившийся, очень цельный человек. Вероника, безусловно, ЗА Борисом, и эта пара была бы счастлива. Если бы не война.

Странная сцена опоздания Вероники. Что ее держало столько времени, я с трудом понимаю. Девушка знала, во сколько Борис должен уйти на сборочный пункт, но опоздала. Первое для меня проявление инфантильности героини. Можно было все-таки выйти из дома пораньше, понять, что все уже не так, как обычно, надо спешить, чтобы еще раз увидеть Бориса.

кадр из фильма
кадр из фильма

Вероника теряет родителей и дом. Ее берет к себе семья Бориса, как его невесту. Мир Вероники рушится, она переживает серьезнейший стресс и плохо понимает, как жить и что делать дальше. Точнее, Белка об этом не в состоянии была думать, она пребывала в депрессии.

Эпизод с насилием я не воспринимаю, как насилие в чистом виде. Хоть и принято считать, что Вернику обесчестил Марк, мне видится, что Вероника сдалась. Еще одна странная сцена – девушка бьет Марка по щекам, а потом почему-то руки безвольно повисают.

Это второй и решающий момент инфантильности героини. Любящая невеста, ожидающая жениха с войны, повела себя весьма странно.

Все-таки предательство Вероники очень даже имело место. Она не потеряла сознание, но перестала сопротивляться. Повода для этого не вижу – при любви к Борису, с чего вдруг такое нелепое поведение?

кадр из фильма
кадр из фильма

Брак Вероники и Марка был ударом в первую очередь по отцу Бориса. Он ждет сына с фронта, ждет писем, но вынужден молчаливо принять измену невесты сына.

Борис погибает, не узнав о предательстве Белки. Вероника же будет проклинать себя всю оставшуюся жизнь. Она не дождалась, она предала любовь. Ей каждый взгляд и каждое слово – укор.

Белка сможет подняться, она будет ждать Бориса и после войны. Какой долгий и сложный путь проходит иногда человек, чтобы понять, зачем он живет. Этот вопрос Вероника задала себе поздно, но все-таки задала.

Простил бы ее Борис, если бы остался жив? Для меня вопрос открыт. С одной стороны он любил ее, но смог ли пережить предательство, пройдя через все ужасы войны – не знаю.

Веронике не столько прощение было нужно, столько то, чтобы Борис был жив. Она сама себя не простила – это главное.

Два слова об удивительно работе оператора Сергея Урусевского в этом фильме. Совершенно фантастическая съемка, об этом много говорили, я лишь лишний раз преклоняюсь перед мастером.

Алексей Баталов рассказывал о том, что сам Калатозов начинал творческую деятельность, как оператор. Это одна из разгадок неповторимого фильма. Режиссер и оператор видели одинаково то, что предстояло снимать. Не было разногласий и режиссерского давления.

Несмотря на то, что я не всегда и не во всем понимаю главную героиню, замысел автора все-таки вижу в том, что оступившийся человек имеет право на прощение. Разумеется, сложнее всего простить себя самому.