Сегодня, я хочу рассказать о Джоне Констебле–художнике, который поднял жанр пейзажа на новый уровень, отошел от традиционного для начала 19 века понимания пейзажа. В те времена, пейзажист ставил для себя лишь одну задачу – написать прекрасный ландшафт, поэтому многие пейзажи той эпохи кажутся слишком «красивыми», очень академическими, выстроенными по четкой схеме.
Джон Констебл родился в 1776 году в Ист – Бергхолте на юго – востоке Англии. Его отец Голдинг Констебл был владельцем нескольких мукомолен. Джон был четвертым ребенком из шестерых детей Голдинга и Анны. Ему удалось получить неплохое образование для выходца из неаристократической семьи. Впоследствии Констебл писал, что постигал мир не столько через школьные уроки, сколько посредством наблюдения за родной природой: «Я люблю здесь каждый забор, каждый пень, каждую тропинку».
Решение Констебла стать живописцем, родители восприняли неохотно, они считали труд художника ненадежным занятием, не способным обеспечить приличное существование. В 1796 году он начал брать уроки у художника Томаса Смита, который за три года сумел подготовить Констебла к поступлению в Королевскую Академию изящных искусств. Только после этого Голдинг Констебл окончательно смирился с выбором сына и назначил ему небольшое содержание. Джон хорошо учился, посещал все занятия, копировал работы старых мастеров. Будучи студентом Академии, он заметно интересовался пейзажем, ведь художник вырос среди природы, в сельской глуши. В то время пейзажная живопись считалась низшим жанром. Пейзажисты лишь выполняли заказы состоятельных аристократов, изображая поместье во всех подробностях. В 1801 году, Констебл выполняет такой заказ – пишет помещичий дом своего соседа Д. Рида.
В 1801 году Констебл совершает несколько поездок по стране: посещает горные районы графства Дербишир, проводит несколько месяцев на морском побережье Кента. Из каждой поездки художник привозил множество набросков акварелью и маслом. Несколько лет подряд Констеблу не удается продать ни одного пейзажа. Чтобы хоть что–то заработать, Джон начинает писать портреты (две гинеи за штуку). В 1809 году, он встречает Марию Бикнелл.
Они знали друг друга с детства и влюбившись, Джон и Мария решили пожениться…Но семья Марии не дала разрешения на этот брак, так как художник был слишком беден. Они все таки, поженились в 1816 году. Брак оказался счастливым, и теперь портреты художника пользовались большим спросом. (они стоили уже 15 гиней за штуку).
В это время художнику сопутствует удача. В 1818 году его назначают директором Благотворительного общества поддержки начинающих художников. На протяжении нескольких последующих лет Констебл пишет целую серию «шестифутовых» полотен (около двух метров). Среди них, одна из самых известных картин художника «Телега для сена». Она была представлена публике в 1821 году на выставке Королевской Академии. Критики встретили работу восторженно. После выставки «Телегу для сена» приобретает парижский перекупщик Джон Эрроусмит за огромную по тем временам сумму - 250 фунтов стерлингов. В 1824 году картина выставляется в парижском Салоне, где она производит настоящую сенсацию. Один из зрителей сказал: «Вы только посмотрите на этого англичанина – здесь видна каждая росинка на земле».
Художник работал над этой картиной в своей мастерской, пользуясь старыми рисунками и набросками маслом. На картине теплый тихий день, лошади медленно идут через брод, везя телегу. За всем этим, с берега следит умный пес, его взгляд ведет зрителя за собой – вглубь картины. Не так далеко, женщина полощет в реке белье. На берегу реки Стур, стоит небольшой домик, из трубы вьется дымок. Сюжет картины прост, но природа передана замечательно. Кудрявые деревья, спокойная река, синее небо, кучерявые пушистые облака – все спокойно и умиротворенно.
Художник дважды переписывал передний план своей картины. Так как, краска с годами становится прозрачнее, то можно рассмотреть, что у кромки воды находился пустой бочонок, но затем мастер убрал его.
Продолжение о творчестве Д. Констебла следует…
Подпишитесь на канал и поставьте лайк!!! Всем добра и искусства!