На сегодняшний день в Санкт-Петербурге живут, исправно несут свою службу и радуют глаз 432 моста! Это и знаменитые на весь мир разводные мосты через Неву, мосты через реки и каналы, малые мосты пригородов. Каждый мост – уникален. Имеет свою историю, свои конструктивные особенности, свой неповторимый архитектурный облик.
В основном это мосты уже с вековой историей, а некоторые и того солиднее, «седобородые», как Пикалов мост через Екатерининский канал (канал Грибоедова), которому в декабре этого года исполнится 235 лет! О нём я тоже расскажу на страницах своего канала, но сегодня я предлагаю вам послушать историю моста «юноши», у которого именно сегодня 13 сентября 2020 года тоже юбилей. Ему исполнилось полных 20 лет! Встречайте – Матисов мост! Барабанная дробь.))
На самом деле первый деревянный мост в этом месте, где речка Пряжка вытекает из Мойки, появился ещё в 1737 году, а современная переправа, такой какую мы видим сегодня, была открыта для движения 13 сентября 2000 года.
Матисов мост, на первый взгляд, неприметный и расположенный в районе, редко посещаемом туристами, имеет богатую историю. (Река Пряжка, через которую перекинут Матисов мост, при основании Санкт-Петербурга называлась Чухонской речкой. В 1738 году сюда из района Адмиралтейства перенесли прядильные амбары — отсюда и новое название реки).
Согласно петербургским преданиям, в первой половине XVIII века на острове стояла слобода, (деревня) где селились отставные солдаты. Остров назван в честь жившего здесь финского мельника - Матиса. В годы Северной войны он оказывал услуги Петру I, донося о перемещениях шведских войск, за что царь выдал мельнику охранную грамоту на остров где предприимчивый финн и основал слободку.
Первая переправа, соединившая Адмиралтейскую часть с Матисовым островом, была построена здесь в 1737 году. Это был деревянный мост балочной или подкосной системы на деревянных сваях, как у большинства петербургских мостов того времени. Возможно, мост имел разводной пролет. Точные сведения о переправе не сохранились.
Первоначально мост носил имя Сухарин (Сухарный), в 1820 году его переименовали в Матисовский и, наконец, в 1828 году за переправой закрепилось нынешнее название — Матисов мост.
В 1836–1839 годах по проекту инженеров А.Д. Готмана и И.Ф. Буттаца Матисов мост перестроили. Теперь это был трехпролетный деревянный арочный мост на устоях из плитного камня с гранитными подпятниками.
В таком виде мост простоял почти сто лет.
В ноябре 1993 года движение по мосту было закрыто. Ремонтные работы начались в 1995 году по проекту инженера Л.Н. Соболева. Проект предусматривал сохранение подмостовых габаритов и очертаний трехпролетного деревянного арочного моста, существовавшего с середины XIX века.
Мост полностью разобрали, деревянные сваи заменили железобетонными, на опорах сделали гранитную облицовку, установили новые металлические арки пролетных строений, на мосту и набережной появились чугунные перила, гранитные тумбы и парапеты.