Самое сложное в яхтинге - это принять решение и найти свою дорогу к морю. Кому-то повезло, их в детстве родители в парусную секцию устроили, или друзья прокатили на яхте. Многие же томятся в ожидании чуда на берегу, не решаясь сделать первый шаг.
Наша сегодняшняя статья для тех, кто услышал зов моря, но споткнулся о миллион сомнений: дорого, не для меня, а что я там буду делать один, ну и ещё парочку вариантов на тему - не моё.
Основные стереотипы, почему яхты не для меня или не так страшен "зверь", как его рисует воображение
ДОРОГО. Не дороже денег. Выйти на яхте в Подмосковье на 1 час, просто чтобы попробовать ваше/не ваше обойдётся в 2000 рублей с человека. Поучаствовать в настоящей регате на Пироговском водохранилище
(3 часа) можно за 3500 рублей с человека, арендовать яхту (да, да с парусами, как мечталось) на компанию 4-5 человек - 6000 рублей за час. Уйти на большой белой яхте с капитаном и с друзьями на неделю по Средиземному морю - 600-900 евро с человека за неделю. Сухие цифры, а сколько за этим удовольствия.
Я ОДИН. А это не важно, многие приходят одни. На месте уже находятся соратники, собратья и просто близкие по духу люди. Яхтенная тусовка открытая, доброжелательная и обширная. Что интересно, собираются люди любых профессий и социальных статусов. Вы гарантировано найдёте новых друзей и знакомых.
Я НИЧЕГО НЕ УМЕЮ. Все когда-то начинали. В первый раз, конечно, будет профессионал на борту, он научит, подскажет или просто покатает в зависимости от вашего желания. Уже в первый свой выход в море возможно постоять за штурвалом, поуправлять яхтой, поработать с парусами. А дальше...смотря как вас затянет: можно пойти в яхтенную школу и пройти курс Матроса, можно стать яхтенным гонщиком, а можно дорасти до капитана и далее самостоятельно брать яхты в аренду.
Всё в ваших руках.
Я НЕ В ТОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ ФОРМЕ. Яхтинг хорош тем, что каждый найдёт себе занятие "по зубам". Пол, вес, наличие мускулатуры или её отсутствие - не так важно. На яхте есть лебёдки, блоки которые позволяют хрупким барышням справляться с огромными парусами. Разные виды яхтинга - круиз или гонки позволяет распределять уровень активности. Разные модели яхт позволяют найти ваш яхтинг: "мокрый", спортивный, полный лишений или комфортный с BBQ и телевизором. СКУЧНО. О нет! Купание, регаты, медали и призы, новые места, новые города, новые люди, ресторанчики у воды, неизведанные острова, проверка вашего характера и сил, плюс стихия моря, природы, рассветы-закаты. И это всё сами, по вашему желанию, когда хотите. тальянская флотилия Спортфлота
А КАК ЖЕ МОРСКАЯ БОЛЕЗНЬ? В Ближайшем Подмосковье, на наших лодках - не укачивает, здесь просто нет волны. Далёкие походы на море в зарубежье планируются в сезон, хорошую погоду, малыми расстояниями. Нет, ну, если вы отправитесь сразу на мыс Горн с 8-ми метровой волной, то гарантируем - укачает. А по Греции, Черногории, Турции летом шансов укачаться у вас немного. Ещё хорошая новость, что морская болезнь - вопрос привычки, чем больше выходите на яхте, тем меньше она беспокоит.
ОПАСНО. Современные килевые яхты не переворачиваются, напичканы всеми возможными средствами безопасности (спасплоты, радиобуи, спасательные жилеты, различные gps маячки). Да и по статистике летать самолетами и ездить автомобилями гораздо опаснее яхт. Вспомним, что кораблестроению более 5000 лет, в отличии от авиации и машиностроения, так что яхтинг обезопасили уже со всех сторон. На наших яхтах мы всегда выходим в спасательных жилетах, и да, в клубе за вами всегда присматривают.
НЕ УВЕРЕН МОЕ ЛИ. Чтобы понять - нужно попробовать. Только не впадайте в крайности - двухнедельный переход Канары-Балеары в мае - это 100% вариант получить отвращение к яхтингу на всю оставшуюся жизнь.
Выбирая свой первый недельный поход на яхте руководствуйтесь принципами: короткие переходы, возможность сойти на берег; профессионал-капитан на борту; хорошая "не убитая" лодка; сезон, хорошая погода; хорошая компания. А можно пойти менее рискованным и не затратным путём: выйти на пару часов в окрестностях вашего города на яхте.
ПОПРОБОВАЛ, КУДА ДАЛЬШЕ? Учиться, без этого никак. Все яхтсмены говорят на "птичьем языке", если хотите быть своим среди "чужих", нужно осваивать азы яхтинга либо в яхтенной школе, либо в хорошем экипаже. В яхтинге есть своя иерархия: от начального (матрос, юнга, расторопный малый) и продвинутого (страпом, завхоз, всезнающий гуру) до высшего уровня (капитан, яхтмастер и, вообще, небожитель). Не обязательно сразу рваться в капитаны, тратить деньги, время, нервы, чтобы прийти к осознанию, что нет желания брать на себя ответственность за людей и многомиллионную яхту. Начинайте с начала, идите постепенно, ищите, что ВАМ нравится. Яхтинг – это хобби и удовольствие от жизни, наслаждайтесь процессом!
Пара вариантов развития событий:
- стать "вечным матросом", незаменимым и расторопным. Всегда получится найти место на яхте друга, поучаствовать в парусных соревнованиях, быть полезным в дальнем походе. Никакой ответственности, только паруса, ветер и свобода! Курс "Компетентного члена экипажа/Матроса" или любая практика на яхте - вот ваша цель
- другой вариант, каждые выходные проводить на яхтах в Подмосковье или РФ, участвовать в гонках как капитан малой яхты, быть старшим помощником и рулевым в далеких яхтенный вояжах. Курс рулевого поможет освоить навыки управления яхтой, научит руководить небольшой командой в условиях дневного плавания и Вас точно затянет в гоночный яхтинг. Для таких кратковременных выходов отлично подойдут российские яхтенные права ВФПС и курс "Рулевого спортивной яхты"
- если ваша мечта стать яхтовладельцем, примерить на себя капитанскую фуражку и управлять большой 50-футовой парусной яхтой (своей или арендованной), вам на курсы шкиперов. В этом случае нужно будет серьезно поучиться и главное много, МНОГО, практиковаться до первого самостоятельно плавания. Курс Капитана (в англ. терминологии Шкипер) включает в себя тонны информации: терминология, манёвры, основы навигации, умение принимать решения в нестандартных ситуациях, умение привести яхту из порта в порт, метеорология, расхождения судов, и ещё тысячу подпунктов.
КУДА ПОЙТИ УЧИТЬСЯ ЯХТИНГУ? Где учиться и документы (права) какой школы нужны, зависит от того, где вы планируете ходить (моряки не говорят плавать) на парусной яхте. Если хотите гоняться и выходить на яхте в РФ, с возможностью взять в аренду яхту за рубежом, то ваша Школа ВФПС. Если цель брать яхту в аренду (чартер) только за рубежом как капитан, то вам нужны права известных в мире парусных школ таких как RYA или IYT.
Напомним, не так важно какой школы у вас лицензия или сертификат, гораздо ценнее есть ли у вас все необходимые знания и навыки для безопасного выхода на воду. Как говорят опытные яхтсмены: "отойти от берега хватит диплома, а вот чтобы вернуться к причалу нужны знания". Не стоит стремиться пройти обучение в кратчайшие сроки. Для грамотного и безопасного управления яхтой нужно пройти теорию в классе, и получить навыки управления на практике в море. Всё, что вы пропустили в школе, догонит на воде без права на ошибку и второй шанс.
НУ, ОТУЧУСЬ, А ДАЛЬШЕ ЧТО? А дальше вас скорее всего засосёт и не отпустит, потому что море - это увлечение навсегда. Наслаждайтесь жизнью, дышите полной грудью, в море нет повседневных забот и печалей. Это другой мир, который вполне вам по плечу, так что - до встречи на воде!