Ах, какие пируэты в оппозиционном воздухе демонстрирует лауреат литературного Нобеля, а заодно член самопровозглашённого Координационного совета, госпожа Алексиевич. Ей бы книжки писать, да остроты пера уже хватает только на короткие письма-воззвания да совсем лаконичные автографы для поклонников.
Светлана Александровна никогда не хотела быть белорусским писателем. Ей издавна казалась маловата национальная одёжка, сшитая по лекалам советской эпохи. Вот и несло корреспондента заштатной полесской газетёнки в мир больших людей. А они все поголовно были связаны с Россией и русской историей. Но благо, что на довольно обширном временном отрезке Белоруссия оказалась одним целым с великой восточной соседкой, и опусы провинциальной журналистки хорошо вписывались в концепцию общности национальных героев. Биография Дзержинского, от прославления которого Алексиевич не отмоется никогда, оказалась востребована в Беларуси, а жизнь пионера Марата Казея изучали школьники всего СССР.
А вот после распада великого Союза перед творческими людьми возникла непроходимая развилка. Пришлось выбирать не только новых редакторов и издателей, а определяться в своём отношении к прошлому: русские – друзья бывшим национальным окраинам, или враги.
Писатель Алексиевич трудных путей не искала. Как любой флюгер от борзописного ремесла, она верхним чутьём уловила нужное направление, в котором дует поздний перестроечный ветер. Причём, как настоящий мастер, сделала шаг на упреждение, начав кампанию лжи уже на закате советской эпохи.
После «У войны не женское лицо» и «Последних свидетелей», в сущности, являющихся одним целым, автор решила пройтись по афганской эпопее. И если в первых двух историях Светлану Александровну, что называется, пронесло, то с «Цинковыми мальчиками» фокус не удался. Герои повествования, на интервью с которыми по традиции строится каждое произведение нынешнего нобелевского лауреата, восстали против сделанных от их имени тенденциозных выводов.
Дело дошло до нескольких судебных процессов и вполне предсказуемо завершилось оправданием. Советского Союза уже не было (1992-93), идеология оказалась под запретом, а оплёванные чувства героев легли на противоположную авторскому замыслу чашу весов. Пресловутое «я так вижу» сработало в защиту Алексиевич безотказно – откровения собеседников автор щедро снабдила антисоветской подоплёкой, заодно выставив и участников афганских событий безропотными винтиками воинственной и агрессивной красной угрозы.
Интересно, что после 1991 года, наша героиня больше уделяла внимание России, а не Белоруссии. Республика оказалась маловата для непомерных амбиций. Кому в мире, по гамбургскому счёту, интересен хоть Шушкевич, хоть Лукашенко. А вот огромная восточная территория – это совсем другое дело. Здесь «бросать дерьмо на вентилятор» куда выгоднее. В «молоко» не попадёшь.
Она и не промахивалась.
- «Зачарованные смертью».
- «Чернобыльская молитва».
- «Время секонд хэнд».
По отработанному сценарию интервью свидетелей событий переиначивались и тенденциозно подбирались с единственным уклоном – показать всю людскую никчемность, абсолютно чуждую миру правды с приставкой post.
Интересно иное, не связанное с писательским трудом. Более 10 лет (до 2013) Светлану Александровну в Белоруссии не видели. Особых литературных подвигов за это время она не совершила. Где-то в конце 90-х обмолвилась, что задумала работу «Чудный олень вечной охоты» про любовь, но видно дело не заладилось, сочинять «из головы» наша нобелевская звезда так и не научилась. Зато сумела набрать интервью на ещё один испробованный литературно-документальный вариант под названием «Время секонд хэнд» – по косточнам препарировала хомо советикус. Но это только отступление.
В отсутствие достижений, тем ни менее, на голову Алексиевич вдруг посыпались награды. Поначалу вроде бы случайные, а позже всё гуще и чаще.
- 2001 – премия Ремарка ФРГ.
- 2006 – Национальная премия критики США.
- 2011 – Центральноевропейская Ангелус и польская премия имени Капущинского.
- В 2013 свою лепту внесли немцы (премия книготорговцев) и французы (премия Медичи).
- 2014 год отметился офицерским крестом ордена Искусств и литературы (Франция) и российским читательским призом премии «Большая книга».
Последняя награда была совершенно необходима перед прыжком на нобелевский пьедестал.
Заметим, что за обозначенный отрезок времени Алексиевич сумела выпустить только одну весьма посредственную работу про советский секонд хэнд, как она окрестила население своей собственной недавней страны.
И уже в 2015, вернувшись в Беларусь, Светлана Александровна удостоилась Нобеля, став первым в новейшей истории белорусским нобеленосцем.
Глядя на перечень наград для совершенно неплодовитого писателя, который по жизни остался заштатным журналистом с амбициями Льва Толстого, произвольно напрашивается только один вывод – запад исподволь готовил агента влияния. Тем более, обошлось это недорого. Тщеславная Алексиевич коллекционировала титулы и награды, а закулисные игроки приобретали должника, обязанного им удержанием на плаву.
Вряд ли героиню подводили к белорусским протестам. Она долгие годы гораздо больше негатива выбрасывала в сторону России, очевидно считаясь западными кураторами литературным авторитетом именно в этой части света. Но у русских собственные герои, и Алексиевич в их число не входит – околополитический бомонд не принял белорусскую звезду в свой круг и не вынес её на вершину. Здесь не помог даже Нобель.
А поскольку с паршивой овцы хоть шерсти клок, Алексиевич бросили на информационное прикрытие нынешней цветной заварушки с наскоро подготовленной национальной оппозицией. Здесь она встала в один ряд, например, с блогером Нехта. И нужно сказать, что абсолютно заслуженно – они и птицы одного полёта, и «мыслители» равного масштаба. Не исключено, что имя Путило в скором будущем тоже появится в списках нобелевских претендентов. Ведь номинировались же пресловутые сирийские «Белые каски» на почётный приз. Польско-белорусский телеграммщик клепает фейки ничуть не хуже.
Ну а Алексиевич пока находится в Белоруссии, оставаясь единственным официально представленным в стране прикрытием разнонаправленных заграничных сил. Привлечь её за участи в самопровозглашённых органах передачи власти государство не может, и все это прекрасно понимают. Хотя, если Лукашенко закусит удила и рванёт с места в карьер, любому не поздоровится – посадить нобелевского лауреата батька вполне способен.
Читатели пока с нетерпением ожидают столь давно анонсированную книгу о любви «Чудный олень вечной охоты». Зная Алексиевич можно не сомневаться, что «мастер слова» опять соберёт полсотни искренних человеческих рассказов, а потом так выпятит в них акценты, что герои сразу побегут в суд, доказывать лживость выводов и подлую иезуитскую ангажированность.
Похоже, описание подвигов «железного Феликса» так и останется единственной искренней книжкой Светланы Александровны. Хотя именно этот труд в её официальную библиографию не вошёл – такой поляк кураторов не интересует.