17,5K подписчиков

Авторское право: можно ли использовать аккорды чьей-то песни для своей?

1,4K прочитали

Да! На самом деле это очень старая практика, и новая песня, построенная на тех же аккордах, что и предыдущая, называется контрафактом.

На самом деле это очень старая практика, и новая песня, построенная на тех же аккордах, что и предыдущая, называется контрафактом.

Многие блюзовые песни имеют одинаковые смены аккордов, но мы не считаем их контрафактами. Но когда песня имеет определённый набор смен аккордов, и они используются в качестве основы для другой мелодии, это контрафакт.

Многие джазовые стандарты середины 20-го века являются контрафактами по вполне обоснованной экономической причине. Джазовые музыканты любили импровизировать под песни с определёнными сменами аккордов, но если они приходили в студию и записывали эту песню и выпускали её от своего имени, играя мелодию, часть гонорара должна была идти оригинальным композиторам песни.

Таким образом, джазовые музыканты придумывали новые мелодии поверх аккордовых смен существующих песен и указывали себя композиторами. Мелодия Чарли Паркера «Ornithology» — это контрафакт по сменам аккордов на песню Нэнси Гамильтон и Моргана Льюиса «How High the Moon». «Donna Lee», мелодия, приписываемая Паркеру, но заявленная Майлзом Дэвисом, является контрафактом на сменах аккордов Джеймса Ф. Хэнли и Балларда Макдональда «(Back Home Again in) Indiana».

Так вот, это была обычная практика в середине прошлого века.

Однако в рамках популярной музыки, в отличие от джаза, музыканты во второй половине 20-го века начали получать предпочтение за предполагаемую оригинальность своих песен. Это дошло до того, что, по крайней мере в народном воображении, если вы не пишете абсолютно собственную музыку и если она не считается вашей собственной, вас будут сильно критиковать.

Это, в свою очередь, вызвало значительную тревогу среди людей, одержимых идеей, что всё, что они делают, должно быть на 100% оригинальным. Это очень жаль, потому что великая музыка не обязательно должна быть предельно оригинальной, и большинство из того, что многие люди считают оригинальностью в популярной музыке, вовсе не оригинальность.

Но практическое следствие состоит в том, что если музыканты создают новую песню на основе хорошо узнаваемого набора смен аккордов, таких как «Отель Калифорния» Eagles или «Мишель» Beatles, они рискуют быть «уличёнными» и преследуемыми в интернете исторически невежественной «полицией оригинальности». Кто-то будет всегда утверждать, что, поскольку песня имеет те же смены аккордов, что и «Отель Калифорния», она, следовательно, хуже, потому что вы не должны повторно использовать последовательности чужих аккордов.

Таким образом, юридически и морально вы можете использовать те же аккорды, что и какая-то другая песня. И многие люди твёрдо убеждены, что в этом нет ничего плохого. Но есть много придурков, которые ухватятся за это как за предлог, чтобы «прикрыть» вашу песню как недостаточно оригинальную.

Ян Андерсон из Jethro Tull отмечал, что смены аккордов в «Hotel California» были удивительно похожи на аккорды в его собственной песне «We Used To Know». Чтобы быть справедливым к нему, он не критиковал Eagles за предполагаемый плагиат, просто отметив, что если вы достаточно долго возитесь с гитарами, вы, вероятно, получите те же смены аккордов, что и кто-то другой. Он довольно великодушно добавил, что, по его мнению, «Отель Калифорния» — гораздо лучшая песня.

Видео: «Jethro Tull - We Used to Know».

«Это было музыкальное произведение, которое мы играли примерно... в конце 71-го, может быть, в начале 72-го, когда мы были в туре, и у нас была группа поддержки, которая была подписана на тур... И это действительно были The Eagles. Мы не слишком много общались с ними, потому что они были провинциальными, непринуждёнными вежливыми рокерами, а мы были немного чокнутыми англичанами и делали странные вещи. Я не думаю, что они любили нас, и мы не слишком любили их. На самом деле никакой связи не было. Просто вежливое соблюдение пространства друг друга, когда дело доходило до саунд-чеков и шоу-времени.

Но они, вероятно, слышали, как мы играли эту песню, и, возможно, это было просто что-то, что они подсознательно подхватили, и ввели эту последовательность аккордов в свою знаменитую песню «Hotel California» некоторое время спустя.

Но, знаете ли, это не плагиат. Это просто та же последовательность аккордов. Это другой музыкальный размер, другая тональность, другой контекст. И это очень, очень хорошая песня, так что я не могу чувствовать ничего, кроме чувства счастья за них. И я чувствую себя польщённым, что они наткнулись на эту последовательность аккордов.

Трудно найти последовательность аккордов, которая никогда бы не использовалась... Есть почти математическая уверенность, что рано или поздно вы столкнётесь с одним и тем же, если сядете бренчать аккорды на гитаре. Конечно, в моём взгляде на это нет ни горечи, ни какого-либо чувства плагиата, но я иногда в шутку намекаю, что принимаю это как своего рода дань уважения. Это немного похоже на ту дань Ролекс, который я ношу.»

По материалам публикации (англ.).